С момента подписания Россией и Турцией совместного Меморандума по стабилизации обстановки в Идлибской зоне прошло более двух недель и, несмотря на сложности, вызванные преимущественно, отказом ряда группировок выполнять условия соглашения, в вопросе деэскалации напряженности в данном регионе уже наблюдаются положительные тенденции.
Во многом такое положение дел обусловлено позицией Анкары, которая твердо следует положениям документа и активно приступила к так называемому размежеванию умеренной оппозиции от террористических организаций, объявивших о намерении противостоять всем, кто придет их разоружать и выводить. В числе непримиримых группировок, в частности, «Хайят Тахрир аш-Шам», «Исламская партия Туркестана», «Хуррас ад-Дин» и «Джейш аль-Изза». Примечательно, что последняя меняла свою позицию несколько раз: изначально отвергнув российско-турецкие договоренности, командование группировки приветствовало его 20 сентября, а накануне пресс-секретарь «Джейш аль-Изза» заявил, что соглашение неприемлемо.
Собственно, для того, чтобы оценить решительность действий турецкой стороны, достаточно отметить, что за последнюю неделю на территориях, подконтрольных боевикам, зафиксировано сразу несколько случаев уничтожения полевых командиров бандформирований-отказников, а также наблюдается увеличение числа бронетехники, прибывающей в Идлиб. Можно констатировать, что Турция, вопреки мнению части международной общественности о ее неспособности выполнить обязательства по соглашению с Москвой, в настоящий момент приступила к операции по принуждению к миру, которая, судя по всему, предусматривает либо ликвидацию, либо выдавливание боевиков из демилитаризованной зоны. В общем-то, вполне четкий сигнал для тех бандгрупп, которые следовать российско-турецким соглашениям отказываются и неплохой козырь в переговоре с теми, кто окончательно с собственной позицией не определился.
При этом задачу Анкаре осложняет то обстоятельство, что у части террористических организаций, действующих в Идлибе, есть кураторы из числа монархий Персидского залива, а на некоторых экстремистов по-прежнему оказывают влияние США.
Получается, что с одной стороны в Идлибской зоне действуют Турция и Россия, решившие положить конец многолетнему сирийскому конфликту, а с другой стороны страны, в основном из состава коалиции во главе с Вашингтоном, стремящиеся саботировать сочинские соглашения, чтобы создать кризис в отношениях между Москвой и Анкарой. Цель подобных манипуляций: продлить боевые действия в Идлибе и попробовать в такой «мутной воде» поймать «рыбку», связанную с неким влиянием на послевоенное устройство Сирии.
Впрочем, учитывая, что силы американцев со товарищи сегодня не чета возможностям российско-турецкого альянса, являющегося, фактически, ключевым игроком в ближневосточном регионе, затея эта уже сейчас кажется сомнительной.