Хочу помочь, но не знаю, как.
Да, один человек вряд ли справится с этой задачей. По данным Росстата в 2017 году в России насчитывалось около 54,5 тысяч детей, оставшихся без попечения родителей. Учреждений для сирот - 1,3 тысячи.
Знаю, что к Новому году детские дома засыпают подарками, многим даже дарят айфоны!
Подарки - самый популярный и простой способ поддержать сирот. Но даже благотворительный фонды считают, что в большом количестве подарки вредны, так как формируют у ребенка «психологию иждивенца». Ребенок все время получает подарки от разных незнакомых людей, начинает принимать их как должное и считать, что окружающие всегда будут дарить ему ценные вещи просто так. Однако во взрослой жизни так не бывает. Поэтому слишком большое количество подарков может со временем привести к дезадаптации — состоянию, когда человек утратил способность приспосабливаться к жизни, считает, что ему все вокруг должны, и ничего не умеет делать сам.
Волонтёрство.
Минусы есть и у сезонных наездов волонтеров в детские дома. В жизни детей мелькают разные люди, а по-настоящему доверительных отношений может ни с кем не сложиться, потому что волонтеры все время меняются.
Расстройство привязанности.
В фонде «Арифметика добра» считают, что у многих воспитанников детских домов в той или иной степени есть расстройство привязанности. Это состояние, когда ребенок эмоционально не привязан ни к родителям, ни к тем, кто их замещает. Расстройство привязанности проявляется по-разному: например, ребенок может стать подавленным, замкнутым и апатичным. Или наоборот — слишком общительным и доверчивым, все время привлекать к себе внимание окружающих, в том числе незнакомых людей. В будущем таким детям может быть сложно адаптироваться к жизни
Что значит — сложно адаптироваться? Сиротам дают квартиры, принимают в вузы на льготных условиях. Разве они этим не пользуются?
Все гораздо сложнее. По статистике за 2016 год, в вузы поступают не больше 5% выпускников детских домов. Для сравнения — среди всех одиннадцатиклассников в целом в 2016 году таких было 72%. Что касается квартир, то их действительно выдают, но многие сироты предпочитают сдавать жилье и селиться большой компанией в одном месте. Причем зачастую не только из-за денег, а еще и потому, что не умеют жить самостоятельно: покупать продукты, готовить, планировать личный бюджет, стирать, вести хозяйство, платить за квартиру, искать работу и многое другое.
Обычно обо всем этом ребенку рассказывают родители, подают пример, советуют и помогают учиться на собственных ошибках. Но ребенок-сирота — один, и после выпуска из детского дома он погружается в реальность, о которой мало что знает. С получением профессии тоже сложно: многие выпускники детских домов идут учиться в колледжи по инерции, потому что не знают, чего хотят от жизни.
Как я в итоге могу помочь?
Лучшее, что можно сделать, — забрать ребенка из детского дома, стать для него семьей и значимым взрослым. Есть три варианта: усыновление, опека и приемная семья. Если очень коротко, то усыновленный ребенок получает все права кровного и новые документы, при этом он теряет возможность поддерживать контакт с биологическими родителями (если приемные не захотят обратного). В двух других случаях ребенок сохраняет статус оставшегося без попечения родителей, может общаться с кровными родственниками и пользоваться льготами, которые полагаются сиротам.
А какие есть еще варианты?
Вы можете помочь деньгами. Например, оформить регулярный платеж — это можно сделать в банковском приложении или на сайтах фондов. Такие пожертвования помогают благотворительным организациям доводить начатые проекты до конца. Один из важнейших проектов — программа «Наставники». С ее помощью для детей-сирот находят тех самых значимых взрослых.
Наставничество.
Каждому воспитаннику детского дома нужен проводник во взрослый мир — человек, на которого можно ориентироваться, который выслушает и даст совет. Это называется «значимый взрослый». В семьях эту роль выполняют родители. Своим примером они учат ребенка выражать эмоции, принимать решения и быть ответственным. Но у детей-сирот родителей нет, поэтому значимый взрослый необходим.
Что делает наставник?
Регулярно общается с ребенком, поддерживает его в трудных ситуациях, дает советы, помогает определиться с жизненным выбором, знакомит с окружающим миром, слушает, когда это необходимо. Наставник — это не родитель и не опекун. Это взрослый и ответственный друг.
Гожусь ли я в наставники?
Прежде всего, вы должны быть старше 25 лет. Также у вас не должно быть судимостей, алкогольной и наркотической зависимостей, психических заболеваний и детей, прав на которых вы лишились. Важно понимать, что наставничество потребует много времени и сил, это большая ответственность. Придется постоянно быть на связи и встречаться с подопечным не реже чем два раза в месяц, в течение как минимум года. Лучше оценить свои возможности заранее и, если вы не уверены, в наставники не идти. Потому что если в процессе вы поймете, что не справляетесь, и откажетесь быть наставником ребенка, это нанесет ему серьезную травму.
Как стать наставником?
Первым делом заполните анкету. Если по всем формальным признакам вы подходите, вас пригласят на обучение в «Арифметику добра». Оно длится шесть недель, занятия проходят в Москве по выходным. С кандидатами в наставники занимаются психологи и педагоги. Многие отсеиваются как раз на этом этапе. Пока кандидат учится, ему подбирают воспитанника, чем-то похожего на него — по мировоззрению и темпераменту. Так больше шансов, что взрослый и ребенок найдут общий язык. Потом с наставником заключают договор и ставят цель: например, помочь подростку поступить в вуз. После этого наставник и подопечный начинают общаться, а процесс контролирует куратор.
Материал подготовлен meduza.io и фондом "Арифметика добра"
Источник: meduza.io