Найти тему
Литература и история

Будущее литературы — нон-фикшн, или Чего не хватает популярным жанрам?

Сегодня мы нередко можем услышать о литературном жанре нон-фикшн. Это слово с явно иностранными корнями стало широко использоваться в середине двадцатого столетия. Многие исследователи склонны связывать его появление с выходом в 1965 году книги Трумена Капоте «Хладнокровное убийство». Но, конечно, произведения, которые могут быть классифицированы как нон-фикшн, появились значительно раньше. Примерами таких книг служат путевые заметки, выходившие из-под пера многих классиков задолго до наступления прошлого века.

Нон-фикшн — это особое литературное направление, которое можно охарактеризовать как художественно-публицистическое. С одной стороны, жанр не имеет ничего общего с романами, фэнтези, мистикой, детективами и даже драмами. Все герои и события тут исключительно подлинные. Однако, хотя вымысел в нон-фикшн недопустим, авторы уходят от сухого повествования и исключают скучное перечисление дат и фактов. Они отражают историю через призму собственного мировосприятия, понятий об этике и эстетики, дополняют своими эмоциями.

Как выглядят современные книги в жанре нон-фикшн, чем они похожи на классику и чем от неё отличаются, мы решили выяснить у современной писательницы Екатерины Русиной, автора книг «Душа в чемодане» и «Страна чужих: Австрия». Они создавались по реальным заметкам, сделанным в дни работы Екатерины бортпроводником на международных авиалиниях. Для наглядности мы попросили писательницу сравнить свои произведения с известными книгами в выбранном жанре и в других, близких по сути.

«Мои две книги и большинство заметок написаны в жанре нон-фикшн — документальная проза, то есть за основу берутся реальные события, произведения строятся на воспоминаниях, документах — в моём случае это личная биография, лётные записи, — говорит Екатерина. — Также в какой-то мере я отношу свою книгу «Душа в чемодане» к производственному роману — стилю, схожему с творчеством Артура Хейли. В его книгах подробно описываются различные системы — гостиничный бизнес, работа аэропорта, машиностроение. В моей книге также много технических подробностей, описания взаимодействия систем аэропорта, строения самолёта, тонкости работы бортпроводников. Безусловно, мне, как любителю полётов и гостиниц, больше всего понравились книги Артура Хейли «Аэропорт» и «Отель».

Согласно отзывам книгоиздателей, в последние годы нон-фикшн обретает всё больше и больше поклонников. Чем обусловлено это повышение спроса в эру, когда на пике находятся динамичные истории в стиле экшен с чёткими приключенческими, романтическими и откровенно волшебными сюжетными линиями? Чего не хватает популярной современной литературе и как это отражено в жанре нон-фикшн? Екатерина предлагает взгляд автора на эти вопросы:

«В своих книгах я стараюсь воссоздать реальный ход событий в чёткой хронологии, дополняя его личными рассуждениями и переживаниями. Моей целью было поделиться своей историей, своим опытом в форме живого повествования, полного погружения в обстановку. Мне кажется, в наше время рынок изобилует книгами в жанрах фэнтези, фантастики, мистики и прочих, а вот реальные истории я встречаю редко, особенно рядовые истории — о жизни простых людей, рабочих, а не знаменитостей. Думаю, такие обычные истории открывают душу, делают людей добрее, учат состраданию и сближают. В современном мире люди стали такими одинокими и разобщёнными, что никому не помешает задуматься о ценности человеческой жизни, в том числе жизни тех, кто рядом. Тех, кто продаёт вам хлеб, ремонтирует обувь или готов спасти во время эвакуации из горящего самолёта».

Можно предположить, что интерес к реалистичной литературе с годами будет только увеличиваться. Ибо не могут наши современники бесконечно бродить по придуманным мирам и кушать сладенькие сказочки о неземной любви.

А Вы уже открыли для себя нон-фикшн?

Статью подготовила Екатерина Кузнецова