Одиночество представляет собой негативно окрашенное переживание на психологическом уровне, острую проблему – на социологическом, фундаментальную экзистенцию – на философском. Concepture публикует статью, посвященную различным теориям одиночества.
Грегори Зилбург. Одиночество и Уединенность
Последователь психоанализа Зилбург считал, что истоком одиночества является формирующийся в раннем детстве нарциссический комплекс, которому Фрейд дает такое определение: «ребенок вытесняет любовь матери, ставя себя самого на ее место, идентифицирует себя с матерью и свою собственную личность принимает в качестве примера, исходя из схожести с которым, он выбирает себе новые объекты любви».
Основная черта нарциссизма – аутоэротизм, направленность либидо на самого себя – делает практически невозможным установление психоэмоциональных связей с другими людьми. Человек как бы замыкается в своей любви к себе. Причиной формирования нарциссического комплекса может стать раннее потрясение ребенка, внезапно осознавшего свою беспомощность и зависимость от окружающих. Не желая смиряться с фактом своей ограниченности, ребенок формирует ложное чувство собственного всемогущества, зачатки которого можно проследить в детском эгоцентризме, а во взрослой жизни – в инфантилизме. Как отмечает Зилбург, «одинокий индивид, как правило, проявляет болезненную скрытность или открытую враждебность». Он как бы мстит окружающим за свою зависимость от них, осознание которой приходит к нему в раннем детстве.
Ортега-и-Гассет. Одиночество как неотчуждаемость жизни
Одиночество, как принципиальная характеристика человеческой экзистенции, раскрывается в двух аспектах, как «одиночество-неслиянность» и «одиночество-ответственность». О первом аспекте одиночества хорошо сказано у испанского философа экзистенциальной направленности Хосе Ортеги-и-Гассета. Он утверждает, что жизнь каждого из нас неотчуждаема, никто не может прожить нашу жизнь за нас. Человек не в силах отдать кому-то свое «я», чтобы кто-то другой претерпел боль, полюбил или что-то понял вместо него. Равно как человек не способен и присвоить себе чужое «я».
Ортега пишет: «Человеческая жизнь в силу своей неотчуждаемости по сути есть изначальное одиночество. Одиночество вовсе не означает бытие одному- единственному. Одиночество предполагает, что я существую в мире, что мир есть – минералы, растения, животные, другие люди. И я должен налаживать отношения со всем этим, искать согласованности своего существования с другими существованиями, искать единства, но не такого, какое возникает у двух жидкостей, слитых в один сосуд, а единства принципиально неслиянных существований».
Жан-Поль Сартр. Одиночество как ответственность
Будучи лишенным возможности перекладывать ответственность за свои решения, человек обречен осуществлять свой выбор сам, единолично. На возражения о том, что можно с кем-нибудь посоветоваться или попросить помощи, Сартр отвечает, что это не более чем уловки совести. На самом деле выбираю только я и нести ответственность за этот выбор только мне. Даже несмотря на то, что я встроен в иерархию социальных отношений и мне предписывается думать так-то и так-то, поступать так-то и так-то, в действительности это все лишь обстоятельства моей жизни, которые я могу принимать или не принимать.
Основной тезис философоии Сартра гласит: «Человек обречен быть свободным». И в этой свободе человек оказывается одинок, потому что ее нельзя ни с кем разделить. Свобода в этом смысле оказывается не благом, а роковой неизбежностью. Всегда решать самому за себя – значит быть абсолютно одиноким в своем выборе. Важно понять, что в философии одиночество понимается не как отрицательное переживание или чувство, а как фундаментальный способ бытия, определяющий всю специфику бытия человека.
Полную версию статьи читайте на сайте concepture.club