Благодаря развитию Ост-Индских компаний из Азии в Европу в XVI веке попадают различные диковинные вещи и в их числе складной веер. Веер стал уникальным женским предметом и самым известным дамским аксессуаром, например в Венеции его обязательно брали на карнавалы, а в Великобритании с ним ходили в душные театры. До эпохи Великих географических открытий веер в представлении европейцев был своеобразным прямоугольным каркасом, обтянутый тканью (византийская «рипида»). На Востоке складные полукруглые веера тоже появились не сразу: изначально они представляли собой круглую бамбуковую раму, в которую вклеен лист бумаги или шелка. Однако в отличие от европейцев, в Азии ими пользуются практически все слои общества от бедных до богатых: так, в Японии в августе в тени температура достигает 30 градусов, а значит, иметь с собой веер жизненно необходимо. Не знали европейцы и того, что веер может быть не просто мирным «опахалом», но опасным и мощным оружием, которым можно было защититься от духоты, но и, например, от меча.
Опахало, внешне похожее на теннисную ракетку, появилось в Китае около двух тысячелетий назад и назывался он «утива». Им закрывались от различных насекомых, от солнца или как, например, в Японии, с помощью веера прятались от любопытных глаз и злых духов. Действительно, для японских красавиц, которые отличались белизной кожи (загар считался недопустимым), показывать лицо было неприлично и опасно, но в Японию веер приходит не позднее VIII века. В тоже время он не становится атрибутом исключительно прекрасных дам: например, его использовали в процессе просеивания риса и других злаковых культур. А вот предшественником боевого «опахала» был гумбай-утива (или просто «гумбай»). С помощью гумбая командиры сообщали отрядам о маневрах на поле боя. Сейчас подобными веерами судьи борьбы сумо указывают на победителей.
Тем не менее, веер без рукояти появился именно в Японии, считается по легенде, что мастер, живший в эпоху Тенджи (661−671), изучил крылья летучей мыши, которая упала ему под ноги и изобрел складной веер, который мог поместиться в рукаве одежды, что делало его удобным и скрытным оружием. Боевой уже складной веер получил название «тэссен» (в переводе с японского - «железный веер»). Считается, что его экспортировали из Японии в Китай, а дальше по всей континентальной Азии разошлись вариации тэссена, хотя форма по сути не изменилась. В Японии же боевой веер оставался атрибутом японских военачальников до середины XIX века.
Боевой веер состоит из скрепленных мощных металлических пластин с заточенными краями и ребрами в количестве 8−10 штук. Как правило, его вес не превышал пол килограмма, хотя бывали и очень легкие образцы (200 грамм и единой формы не было, каждый веер индивидуален: большой, маленький, с широкими пластинами и наоборот. Носили веер в зависимости от случая, например, на официальном приеме тэссен держали в сложенном состоянии за поясом, но также его могли подвесить к руке или спрятать за голенищем сапога. Веера всячески украшали, помещали на них узоры, изображения символов солнца и луны, драконов, пейзажей, разрушительных стихий, а позже стали отмечать герб семьи или какой-либо другой отличительный знак. Их покрывали золочением или лаком. Поэтому, естественно, веер мог служить показателем статуса его владельца. Так, чем богаче и красивее была кисточка, прикрепленная к рукояти, тем знатнее был его хозяин.
Использовать боевой веер можно было, соответственно, в двух состояниях: в сложенном и развернутом. В сложенном состоянии его применяли как дубинку, в то время как развернутым тэссеном защищались от метательного оружия или даже меча. Конечно, пластинки веера вряд ли могли выдержать стрелу, пущенную из японского лука, но веером вполне можно было перенаправить в другую сторону летящий предмет. Заточенные края ребер веера позволяли наносить режущие и рубящие удары по самым плохо защищенным открытым частям тела: шее, лицу, кистям рук, чтобы ослабить хват и выбить оружие. Также в сложенном состоянии веером было удобно наносить удары по точкам выше и ниже колена, чтобы вывести из равновесия, а в раскрытом перекрыть видимость противнику, будучи в ближнем бою. Тем не менее, вряд ли можно представить, что веер использовался без сопутствующего оружия.
Интересно, что часто самураи высоких рангов предпочитали использовать тэссен для самозащиты, поскольку меч должен быть использован только против равного по рангу противника. Более того, ограничения на использование меча в доме, а впоследствии запреты на ношение меча привели к тому, что именно веер оставался эффективным средством защиты. Однако в виду большого распространения тэссен вскоре также оказался под запретом.
Вместе с тем считается, что боевой веер был отличительной чертой и оружием защиты не только самураев, но и женщин-ниндзя. Самой яркой отсылкой к этому распространенному мнению может служить героиня игры Mortal Kombat («Смертельная битва») принцесса Китана, которая сражается парными тэссенами.
Если вам понравилась статья, нажимайте палец вверх (лайк) и подписывайтесь на канал " #СЧАСТЬЕВМЕЛОЧАХ " у нас много интересного.
#СЧАСТЬЕВМЕЛОЧАХ