Скорее всего, вы уже слышали про конфликт между создателем всея Ведьмака паном Сапковским и самыми крутыми поляками игровой индустрии CD Projekt RED. Тема очень горячая и не отписался по ней только ленивый. Только вот у этой истории есть крайне занимательный бэкграунд, о котором не сообщают в игровых новостниках.
Благо, ещё с пол года назад я писал о судьбе самой первой игровой адаптации Ведьмака, так и не увидевшей свет. Ещё тогда, в процессе заполнения собственных пробелов в знаниях истории польского геймдева, мне удалось узнать много чего интересного об отношениях Анджея Сапковского к игровой индустрии и о его любви к лёгким деньгам.
Для начала, на всякий случай, вкратце перескажу актуальную повестку, после чего объясню, почему не стоит сильно удивляться такому поведению Сапковского.
Что случилось
Многоуважаемый польский писатель Анджей Сапковский, заимевший всемирную известность после выхода основанной на его рассказах трилогии игр о Ведьмаке, вдруг захотел денег. Много денег.
Спустя семь лет с релиза The Witcher 2 Сапковский вспомнил, что давал согласие на использование его вселенной лишь в рамках одной игры, а за ВСЕ прочие проекты CD Project торчат ему роялти в размере от 5 до 15%, что приблизительно равно годовому бюджету твоего мухосранска, дорогой читатель.
Разумеется, CD Project тоже не пальцем деланные, и тут же разместили у себя на сайте как обращение юристов Сапковского, так и своё на них категорическое "go f**k yourself".
Это были лихие 90-е, мы выживали как могли
Анджей Сапковский
Не многие знают, что CD Projekt были не первыми, кому пришло в голову сделать игру по мотивам книг о Ведьмаке. Ещё в 1996 году над The Witcher трудился коллектив пионеров польского геймдева Metropolis Software, возглавляемый одним из самых прославленных представителей польской игровой индустрии – Адрианом Хмеляжем. В Metropolis Адриан работал над очень популярной в СНГ Gorky 17, а после ухода в People Can Fly трудился над Painkiller и Bulletstorm. Ну, это так, для осознания масштаба фигуры.
Хмеляж, как представитель польской творческой тусовки, был знаком с Сапковским лично ещё с конца 80-х, поэтому, когда ему пришла в голову идея игроизации Ведьмака, он не постеснялся лично обратиться к автору за одобрением. Одобрение поступило незамедлительно, так как Сапковскому было просто, извините, насрать на все эти ваши игрушки.
Вот цитата из интервью с Хмеляжем:
Честно говоря, тогда его (Сапковского) вообще не волновали игры. Полагаю, он пришел примерно к такому выводу: «Никому нет и дела до игр, так что это, в любом случае, не навредит моему персонажу. А если за это ещё и платят, то почему бы и нет!». Он получил неплохие деньги. Достаточно неплохие! Я не виню его. Это было вполне разумно с его стороны. В любом случае, он получил свои деньги независимо от того, выйдет игра или нет.
К сожалению (а может и к счастью) Ведьмаку от Metropolis Software не суждено было родиться на свет, и если бы не успех CD Projekt, то вряд ли кто-то вспомнил бы сейчас об этой истории. Metropolis задумали нелинейную RPG в открытом мире, работающую в полном 3D, что немного крутовато для местячковой студии в 1997 году, не находите? Несмотря на поддержку немецкого издателя второго эшелона TopWare (вы можете знать их по игре Two Worlds), проект медленно загнулся под тяжестью собственных амбиций.
Но это я немного отошёл от темы. Главное, что Metropolis ещё в 1996 году купил у Сапковского права на игрового Ведьмака за довольно нестыдные по тем временам деньги в районе $10 000. И это сейчас, когда для мировой игровой индустрии Witcher 3 стал чем-то иконоподобным, $10к за права звучит как насмешка, но в середине 90-х никто за пределами Польши и слышать не слышал о каком-то там Wiedzmin. Ещё одна цитата Адриана Хмеляжа за 2017 год не оставит меня голословным:
Если кто-то уверен, что Сапковский должен был потребовать больше, то я хотел бы напомнить вам, что:
А) Тогда это (Ведьмак) был сильный IP (интеллектуальная собственность) в Польше, но не в мире.
Б) В конечном счете он (Сапковский) единственный получил деньги, потому что игра (Ведьмак от Metropolis) так и не появилась.
Сильный IP – это хорошо, но сам по себе он не является решающим фактором в успехе игры, иначе все игры по Star Wars были бы хитами (а это не так), а адаптация Game of Thrones от Telltale продалась бы лучше, чем менее известный The Wolf Among Us (GoT продалась в два раза хуже). Конечный успех Ведьмака как игры связан с только с CDPR, каким бы замечательным не был первоисточник.
И я хочу напомнить, что эти слова принадлежат человеку, который должен был завидовать успеху CDPR больше всех прочих, но у него хватило чести и здравомыслия признать заслуги конкурентов. Он прекрасно понимает, что CDPR выкупили у него совершенно мёртвый IP и только лишь своими силами превратили его в легендарную игровую серию. И я очень сомневаюсь, что автор литературного Ведьмака сильно глупее. Ещё год назад он совершенно открыто сокрушался в том, что не смог предвидеть успех игровой адаптации приключений Геральта:
Я был настолько глуп, чтобы продавать им права на всю вселенную. Они предложили мне процент от их прибыли. Я сказал: «Нет, этого не будет, дайте мне все мои деньги прямо сейчас!» Это было глупо, я был настолько глуп, чтобы забрать всё сразу, потому что я не верил в их успех. Но кто мог предвидеть их успех? Я не мог.
Что же изменилось? Почему требование о дополнительных роялти появилось не после The Witcher 2? Подозреваю, что 5% прибыли от не самого прибыльно сиквела просто не вызвали у пана Сапковского должного аппетиту, чего уже не скажешь о миллионах долларов выкованных в Wild Hunt.
Не стоит забывать ещё один немаловажный нюанс. Исключительно благодаря популярности игровой серии от CDPR Ведьмаком теперь заинтересовался ещё и Netflix, который тоже отслюнявил польскому писателю. Но Сапковский всё ещё не спешит радоваться за успех игровой адаптации своего произведения, и не рассыпается в благодарностях. Зато он не упускает ни одной возможности выжать ещё немного деньжат из сложившейся ситуации. Подозреваю, что писателю стоило бы поучится человечности у своего героя-мутанта.
Vanga mode on
К сожалению, у Сапковского всё-же есть призрачные шансы удовлетворить свои многомиллионные фантазии. Польский закон об авторских правах содержит 44 статью, подразумевающую возможность взыскания с приобретателя прав дополнительных роялти, в случае радикальной разницы между вознаграждением автора IP и прибылью компании, использующей этот IP в своём коммерческом продукте.
Если требования Сапковского будут удовлетворены, то CD Projekt будет обязана выплатить ему $16 000 000. Я уверен, что моим постоянным читателям не стоит пояснять, почему в конечном счёте такой исход ударит по нам, простым игрокам, но на всякий случай проясню этот момент. $16 млн – это гигантские деньги для игровой индустрии, и большинство студий могут только мечтать о таких бюджетах. Да, CD Projekt RED это не убьёт, но было бы очень наивно полагать, что такие финансовые потери не скажутся на объёме и качестве горячо ожидаемого нами Cyberpunk 2077.
Я очень надеюсь, что CDPR были готовы к подобным финтам Сапковского и легко парируют его атаки. Уверенности в этом прибавляет тот факт, что вся эта история попала в лапы СМИ исключительно по инициативе студии, которая опубликовала обращение юристов Сапковского на своём сайте.
Если хотите прогнозов, то мне видится изящное решение конфликта от CDPR в виде великодушного отчисления чего-то в районе $50 000 – $100 000 Сапковскому на старость. Полякам сейчас очень важно сохранять лицо "игроделов от народа", которые не только заботятся о игроках, выставляя пониженные ценники и отказываясь от DRM, но и не укатывают в асфальт пусть и немного маразматичного, но такого важного теперь родителя их золотой антилопы.
IGOR toNET на других ресурсах:
Канал Telegram | Паблик ВК