Найти в Дзене

Крестовый поход детей

В начале XIII в. стал очевиден глубокий кризис крестоносного движения. Иерусалим оставался в руках сарацин, а пилигримы вместо того, чтобы сражаться за его освобождение, теперь грабили Константинополь. Начался поиск новых форм крестовых походов. И тут в 1212 году во Франции и в Германии появились пророки – маленькие пастушки – Стефан из Клуа и Николас из Кёльна. Родилась идея, что, если обременённые грехами взрослые огнём и мечом не могут вернуть Иерусалим, то, возможно, безгрешные дети, вооружённые только лишь словом божьим, справятся лучше. Религиозный фанатизм, охвативший в этот момент многих детей Европы, привел их к печально известному крестовому походу. Эта история больше похожа на сказку, но о крестовом походе детей упоминают около пятидесяти хронистов. Некоторые из них сами видели в своих городках отряды маленьких крестоносцев. Стефан из Клуа В 1212 году маленький пастушок по имени Стефан из французской деревеньки Клуа стал рассказывать, что ему явился сам Иисус Христос и вел
Оглавление

В начале XIII в. стал очевиден глубокий кризис крестоносного движения. Иерусалим оставался в руках сарацин, а пилигримы вместо того, чтобы сражаться за его освобождение, теперь грабили Константинополь. Начался поиск новых форм крестовых походов. И тут в 1212 году во Франции и в Германии появились пророки – маленькие пастушки – Стефан из Клуа и Николас из Кёльна. Родилась идея, что, если обременённые грехами взрослые огнём и мечом не могут вернуть Иерусалим, то, возможно, безгрешные дети, вооружённые только лишь словом божьим, справятся лучше. Религиозный фанатизм, охвативший в этот момент многих детей Европы, привел их к печально известному крестовому походу.

Эта история больше похожа на сказку, но о крестовом походе детей упоминают около пятидесяти хронистов. Некоторые из них сами видели в своих городках отряды маленьких крестоносцев.

Стефан из Клуа

В 1212 году маленький пастушок по имени Стефан из французской деревеньки Клуа стал рассказывать, что ему явился сам Иисус Христос и велел возглавить новый поход в Святую Землю, чтобы освободить её от «неверных». По другой версии двенадцатилетнего мальчика надоумил на это какой-то безымянный монах-пилигрим, вернувшийся из Палестины и выдавший себя за бога. Как бы то ни было, после этой встречи Стефан начал свой путь по окрестным деревушкам и городкам с проповедями, призывая местных жителей идти вместе с ним. Пастушок оказался хорошим оратором и своими речами увлек за собой множество людей, большинство из которых были детьми, жаждавшими подвигов во имя Господа, путешествий, приключений и славы. По всей стране подростки от двенадцати лет, а с ними и немногочисленные взрослые, стали собираться в отряды. 30-тысячная толпа, распевая гимны и псалмы, неся перед собой хоругви и кресты, стекалась в Вандом. Оттуда юные крестоносцы под предводительством пастушка-пророка двинулись в Марсель – к берегам Средиземного моря.

-2

Николас из Кёльна

Весть о маленьком пророке из Клуа долетела до берегов Рейна. Здесь, недалеко от Кёльна, появился свой пастушок-проповедник по имени Николас. События разворачивались точно так же, как и во Франции. В Кёльне собралось около 25 тыс. детей и подростков, которые затем отправились в Италию. Маленькие пилигримы верили в то, что море чудесным образом расступится перед ними, и тогда они с божьей помощью попадут в Палестину.

-3

Через Альпы к морю

Но путь в Италию немецким крестоносцам преграждали суровые Альпы, переход через которые и для взрослых-то был непростой задачей. Что уж говорить о маленьких детях? Еды страшно не хватало, холод пробирал до самых костей, а вокруг – сплошь острые скалы да бездонные пропасти. Многие замерзли здесь насмерть, погибли от голода или разбились, сорвавшись с хребта.

Италия встретила сильно поредевшие отряды враждебно, помня о недавних разорительных походах немецкого императора. Дети кое-как добрались до прибрежной Генуи. Они долго и отчаянно молились богу, чтобы море расступилось, но даже всевышний не смог ничего поделать. Денег на корабли у ребят не было, и им пришлось уйти из Генуи ни с чем. Впрочем, некоторые остались. Тех, кто познатней – усыновили, остальных разобрали в слуги. Пастушок Николас в этой истории больше не упоминается. Может, тоже остался.

Часть крестоносцев добралась до Южной Италии. Здесь многих участвовавших в походе девочек местные определили в матросские притоны, а мальчиков на портовые работы. Самых активных пилигримов все-таки посадили на несколько суденышек и отправили в Святую Землю, но корабли потонули, едва успев отплыть.

Осенью отряд в несколько сотен детей достиг Рима, где их встретил сам папа. Похвалив за чистоту веры, силу духа и благородство помыслов, понтифик посоветовал ребятам всё же вернуться домой. Но путь обратно в Германию лежал через те же Альпы, и лишь немногие снова решились на опасный переход. Из Италии домой вернулись единицы. Никто из немецких детей не добрался до Палестины.

-4

Из Марселя в Святую Землю

Пока немецкие мальчики и девочки карабкались через Альпы, из Вандома в Марсель выдвинулись французские дети. Их путь лежал по территории своей страны, и население было в общем-то гостеприимно к ним. Это странное Христово воинство вошло в прибрежный Марсель почти в полном составе. А вот пастушок Стефан здесь исчезает со страниц хроник.

Ребята тоже молили бога о чуде, но Средиземное море не расступилось и в Марселе. В этот момент объявились два именитых купца, которые по доброте душевной предоставили маленьким крестоносцам нужное количество кораблей и провианта. Около 5 тыс. детей, а с ними порядка четырехсот священников и монахов, под песнопения и восторженные крики горожан погрузились на корабли и отплыли в Святую Землю.

Восемнадцать лет о судьбе юных крестоносцев из Франции ничего не было известно. Но в 1230 году в Европе объявился монах, отправившийся вместе с детьми из Марселя, и рассказал, что с ними случилось.

-5

Он поведал, что по пути два корабля налетели на скалы и потонули близ Сардинии. Оставшиеся пять добрались до берегов Алжира, где их уже ждали мусульмане. Оказалось, что те два щедрых марсельских купца продали 5 тыс. детей в рабство.

На алжирском базаре пассажиры были распроданы. Монах видел томящихся в рабстве юношей в Каире, в Александрии, и на невольничьих рынках Багдада, добраться к которому, к слову, можно только через Палестину. Так что французские крестоносцы всё-таки добрались до Святой Земли, но не как освободители Гроба Господня от «неверных», а как их пленники.