(2003, Бельгия)
Название у этого боевика про охоту бельгийских полицейских на старого киллера, который восстал против своих хозяев, конечно, чудовищное, чего уж говорить. Понятно, что это не самостоятельное кино, а экранизация романа бельгийского писателя Йефа Герартса, но всё равно, разве нельзя было придумать для нее иное, менее отталкивающее имя? Много ли любителей триллеров о наёмных киллерах заинтересуется фильмом с названием, к примеру, "Рассеянный склероз" или "Старческий маразм"? То-то и оно. Но создатели данной картины посовещались и решили, что "Синдром Альцгеймера" - именно то, что нужно для больших кассовых сборов. Особенно, блин, в прокате США, где Герартс и его книги вряд ли известны столь же широко, как у себя на родине. Зато проблему болезни Альцгеймера обсуждают в Штатах повсеместно, и уж точно не в детективно-криминальном контексте.
Ну ладно, поворчали и хватит. Потому что кроме неудачного названия, других фатальных косяков у этого кино нет. Снято оно по-европейски реалистично, без голливудского выпендрежа, но тоже драйвово и со вкусом. И главное, в нём нет недостатка сцен убийств и насилия, а ведь это первое, что зритель требует от боевика о профессиональных наемных убийцах.
Второе распространенное требование к нему, это харизматичный главный герой, который в идеале должен быть безжалостным, но иметь свой кодекс чести. А также - впрочем, это уже опционально, - вызывать у зрителя сострадание. Примерно как Леон у Бессона или Пёс-Призрак у Джармуша - герои, которые не стали бы такими знаменитыми, твори они одно лишь зло и убивай всех без разбору.
Герой "Синдрома Альцгеймера", марсельский киллер-ас Анджело Ледда (Ян Деклер) соответствует всем пунктам зрительских симпатий. Его и вправду немного жаль, ведь он страдает тем самым недугом (покамест в ранней стадии), что указан в названии фильма, устал и желает отойти на покой. Однако его, согласно всем традициям киллерского жанра, уговаривают повременить и ещё немного поработать в Антверпене. Конечно, Ледда соглашается. Ну ещё бы, ведь мы сели смотреть кино не про то, как он ставит на работе крест и начинает ходить во французский собес за пенсией, обсуждать свои болячки с другими старпёрами в поликлинике, а также протирать штаны в парке, кормя голубей.
Начало бельгийских гастролей Анджело не обещало подвоха. Он кокнул мелкого политика-шантажиста и забрал у него компромат, которым тот стращал одного влиятельного человека. Это не вызвало у старика-мокрушника душевных терзаний, чего нельзя сказать о его второй мишени, несовершеннолетней девчонке. Она работала в накрытом полицией, педофильском бордельчике своего папаши и теперь могла указать пальцем на его бывших клиентов. Поэтому клиенты решили, что лучше ей умолкнуть навсегда, и чем быстрее, тем лучше. А вот в старике с пистолетом - "сюрпрайз, маза фака!"© - опять-таки по законам жанра вдруг проснулась совесть и он отступил. Правда, свидетельницу это не спасло. Начальство Ледды оперативно нашло ему замену и заодно решило списать в утиль его самого, как отныне неблагонадежного.
Надо ли говорить, что зря оно так сделало, и что Анджело категорически не согласился с ним в этом вопросе?
Согласен, до сей поры сюжет развивается малость шаблонно. Хотя, поверьте, на экране эта движуха выглядит гораздо бойчее, чем она же, описанная на словах. Потому что параллельно ей активно развивается вторая история, "полицейская". Та, что касается расследования сначала дела о педофильском борделе, а затем связанного с ним убийства. А когда осерчавший Ледда напрочь слетел с катушек и попер по Антверпену, словно бульдозер, устраняя всех, кто был причастен к смерти девочки, вскорости его сюжетная линия неминуемо пересеклась с сюжетной линией детективов, которые собирали за ним трупы. И которые пока не ведали, что у старика и насчёт них уже зреют коварные планы...
***
В общем, да-да, я уже вижу целый лес рук, поднятых желающими спросить: слышь, дядя, а при чем тут синдром Альцгеймера, в честь которого назвали этот крестовый поход старого киллера против собственных нанимателей?
Что ж, вопрос закономерный. Не знаю, как дело было в книге, но в фильме болезнь Ледды не играет ведущей роли в сюжете. Дедушка, конечно, страдает провалами в памяти, но всерьез это аукнулось ему лишь однажды, да и то подобное могло случиться с ним и безотносительно к его недугу (например, заклинивший в патроннике патрон, осечка при выстреле или любой другой боевой форс-мажор). В остальное же время Анджело мыслит здраво, успевает когда надо, припомнить всё, что выветривается у него из головы, а на твердость его киллерской руки это и подавно не влияет. Поэтому не знаю, что Альцгеймер здесь по большому счету забыл и зачем ему оказали такую честь, вынеся в заглавие картины.
К счастью для всех нас, сама она сработана более чем качественно и вряд ли разочарует истинных поклонников криминально-боевого кино.