Анатолий Черняев: «А вот что у нас пусты все активы, - это, действительно, катастрофа»
«Внешэкономбанк на счетах не имеет ни сантима, ни цента. Рыжков и Павлов все растратили»
FLB на протяжении года публикует дневники Анатолия Черняева - заместителя заведующего Международного отдела ЦК КПСС (1970-1986 гг.), помощника Генерального секретаря ЦК КПСС и помощника президента СССР Михаила Горбачёва (1986-1991 гг.).
Вот просились опять Брейтвейт, Белл (Канада), Николаенко (заместитель министра иностранных дел, он только что с Кубы). Земцов (Израиль) с Велиховым прорвались мимо меня к М.С. Соблазняли почти даровыми миллиардами кредита... Хотя - прошёл слушок, - что деньги-то от торговли оружием.
Я – «таки» убедил М.С. принять нью-йоркского ребе Шнайера и мадам Кардэн - председательницу американской организации в защиту советских евреев... Согласился в порядке компенсации, что не поедет в Бабий Яр.
Явлинский вчера зашёл. В отчаянии: повторяется осень 1990... М.С. опять начинает отруливать. Заявил, что пока не будет Союзного договора, не будет и Экономического соглашения. (24 августа 1991 года Горбачёв назначил Григория Явлинского заместителем руководителя Комитета по оперативному управлению народным хозяйством, выполнявшего функции временного правительства СССР - прим. FLB).
- Он, что! спятил? Он же не только всем иностранцам в сентябре говорил, что Экономическое соглашение вот-вот появится, а Союзный договор - потом, когда получится. Два дня назад после Мубарака на пресс-конференции сказал это же... А теперь? Почему?
Явлинский: Не знаю. Будто договорился с Ельциным. При их разговоре были Силаев и Руцкой. Руцкой поддакивал. Силаев молчал. Это опять провал. И я ему сказал, что уйду опять, если так пойдёт. Вот поеду в Алма-Ату с премьерами республик согласовывать проект... И если он от него откажется - уйду.
Я: Но ведь провал и перед Западом. Вообще провал. Никакого Союзного договора не будет! Он что - не видит, что «Россия» его провоцирует, - чтоб все разбежались, а она в «гордом одиночестве» будет потом им диктовать свои условия, «спасать» их в обход Горбачёва, который уже совсем не будет нужен!!
Явлинский: Наверное, не видит. Но я действую как профессионал и гражданин. Мне больше ничего не нужно. Не будет Экономического соглашения - нет смысла тянуть резину... Ибо не будет ни рынка, ни единения с Западом.
Я: Но М.С.-то каков! Он что - не понимает, какая это для всех символика, если он ещё раз привлёк Явлинского и опять от него отвернулся! С кем он останется?
Кроме того, Явлинский мне рассказал, о чем он «информировал» Мэйджера, а именно - что не только у нас золота всего 240 тонн (я, говорит, перед отъездом в Лондон записался в «Вестях», чтобы свои узнали раньше, чем иностранцы. Ибо по их порядкам, если бы мир узнал о подобном раньше своей страны, премьер на другой день должен уйти в отставку).
Но золото, говорит Явлинский, это для обывателя. А вот что у нас пусты все активы, - это, действительно, катастрофа. То есть Внешэкономбанк на счетах не имеет ни сантима, ни цента. Рыжков и Павлов все растратили... Мы совершенные банкроты. И я сказал об этом Мэйджеру.
Мэйджер реагировал: если бы Англия узнала про себя такое, - на другой день произошла бы революция!