Найти тему
Правмир

«И подумала  я:  да  зачем  мне  этот муж?»

Супружество — это оселок, на котором выправляется любая щербинка самости и эгоизма. Мы уже говорили о том, что призваны пройти этим путем к достижению дивно высокой цели. «В мире, где все и вся идет вразброд, брак — место, где два человека, благодаря тому что они друг друга полюбили, становятся едиными. Место, где рознь кончается, где начинается осуществление единой жизни. И в этом самое большое чудо человеческих отношений: двое вдруг делаются одной личностью, два лица вдруг, потому что они друг друга полюбили и приняли до конца, совершенно, оказываются чем-то большим, чем двоица, чем просто два человека, оказываются» , — говорил митрополит Антоний Сурожский. Брак, на самом деле, сродни монашеству в вопросах аскезы, смирения и любви. Вот как рассуждал об этом владыка: «Брак и монашество — как бы два лика одной и той же Церкви. В браке единство бросается в глаза: двое соединяют свою судьбу так, чтобы весь свой земной путь пройти вместе. В монашестве человек отходит от той личной человеческой близости, которая составляет радость и полноту брака, как бы в предвкушении того времени, когда Бог победит, когда победит все, что есть лучшего в человеке. Да, монах от этого отказывается, но он не отказывается от любви: во-первых, от любви к Богу, во-вторых, от любви к человеку... Монахом может стать только такой человек, который осознал и воспринял достаточно глубоко трагизм мира, для которого страдание мира настолько значительно, что он готов о себе позабыть совершенно для того, чтобы помнить о мире, находящемся в страдании, в оторванности от Бога, в борении, и для того, чтобы помнить о Самом Боге, распятом по любви к миру... Как видите, и в монашестве, и в браке корень всего — в любви, притом личной, живой, конкретной любви к миру, в котором мы живем, в сознании его трагичности, а вместе с тем (и это сказывается, может быть, более ярко, более зримо в браке) — в радости о том, что в этом трагическом мире есть любовь, есть единство, есть дружба, есть такие человеческие отношения, которые делают его не адом, а возможным раем» [1]. Любовь цементирует супружество.

Однажды  ко  мне  обратилась  девушка  с просьбой  дать ей  психологический тест, чтобы проверить,  любима  ли  она своим избранником.  У меня  под  рукой ничего  подобного не  оказалось, и я  посоветовал открыть  тринадцатую главу  Первого  послания  к Коринфянам  и сравнить то чувство,  которое испытывает  к ней молодой человек,  с тем,  о чем  пишет  апостол.  «Отмечай  прямо  плюсами  или  минусами  по  пунктам», — предложил  ей  я.  Через некоторое время девушка снова вышла  на  связь. «Ну что, — спрашиваю  ее, —  любит?» —  «Хуже,  батюшка, —  отвечает  она, —  я не  люблю».  

Девушка решила  применить этот тест к себе  и поняла,  что  не  готова стать  женой.  «Знаете, —  призналась  она, — у меня все  есть:  квартира,  машина.  И вот  появляется еще один  объект моего  комфорта —  муж,  который должен  будет  делать  то-то  и то-то.  Когда  у меня  ломается  машина,  я отдаю ее  в сервис.  Если  надо  сделать  ремонт,  убрать  квартиру,  приглашаю рабочих и помощников. А заботы,  связанные с мужем,  мне придется  брать  на  себя.  Ну  или помощницу  звать.  А если какие-то проблемы  возникнут, кто  их  будет  за  меня  решать?  И подумала  я:  да  зачем  мне  этот муж?» Вот  так  неожиданно  человек открыл в себе  отсутствие  призвания  быть  супругой. 

Другая  женщина  бальзаковского возраста попросила благословения  зарегистрироваться на православном сайте  знакомств.  Нашелся  мужчина  средних лет.  Из  переписки было  понятно, что  он  представляет  себе  объем  обязанностей  и задач  супруга.  Когда  они стали  общаться,  выяснилось,  что  он  любит вкусно поесть,  ценит  красиво сервированный  стол.  Но  самое страшное —  белые рубашки,  которые он  менял  каждый  день.  «Неужели  вы хотите  сказать,  что  мне  придется  стирать и гладить  ваше  белье?» —  озаботилась  женщина.  Он  сказал,  что  стирать,  гладить  рубашки и прочее  совсем  нетрудно,  у него есть свои  ноу-хау,  которыми  он  был  готов поделиться.  Но  перспектива заниматься  опрятным  видом мужа  эту  женщину испугала.  Зачем  было получать  высшее  образование?  Она  решила  посоветоваться с подругой.  Та ответила:  «О!  Мой  точно  такой же!  Берем!  Белые сорочки, ужин  при свечах —  ему просто все  это  нравится.  А мне нравится,  что  ему нравится».  Но  увы,  то,  что  подошло  одной,  оказалось  неприемлемым  для  другой.

Сейчас стадия супружества отбрасывается как необязательная. В обществе истребленного отцовства проще создать семью из двух членов — мать и дитя, а зачастую «мама, бабушка и я». Возможно, виной тому — наше историческое наследие. Отец в семье был фактором не благополучия, а скорее риска: его могли убить, арестовать, репрессировать. Вот как передала трагизм той эпохи уральская писательница Ольга Славникова:

«Очень  долго  и давно, не  меньше  чем сто  двадцать  лет,  мужчины  не  умирали своею смертью  в лоне  этой семьи, но  исчезали,  как  были,  не успевая  измениться  за часы  ареста или отъезда.  После, когда  весть  об  их  погибели  в каторге  или  на  войне доходила  до  сомкнувшегося женского мирка, она воспринималась  там как  новость,  непостижимо дошедшая с того света, где смерть,  должно  быть,  случается  так же,  как  и здесь, — уходит  смысл существования, после чего все  вокруг  продолжается,  и надобно как-то продолжаться  и самой. Некоторое время ожидали еще каких-нибудь  сведений,  безо  всякой,  впрочем,  для  себя  надежды:  загробный мир, кольцом лежавший  вокруг городка, никогда  не  возвращал им  мужей и отцов, и любые вести, какие еще могли  донестись,  буквально относились  к прошлому,  так же  как  и собственные  их  воспоминания,  с годами  странно упрощавшиеся. Мужем  становилась  фотокарточка  на стене…»[2]

В советском обществе создавался положительный образ матери-одиночки, прекрасной иллюстрацией тому служит фильм «Москва слезам не верит». Сегодня финансовая самостоятельность женщины делает наличие мужчины факультативным, и потому, как отзывался один школьный учитель о матерях, приходивших на родительские собрания, «все такие гордые, разведенные».

Помимо неполных, у нас существует большое количество дисфункциональных или негармоничных семей. Отношения между членами в них деформированы, что в итоге травмирует детей, и впоследствии они зачастую повторяют родительские сценарии[3].

Супружество — опыт очень важный, требующий колоссальной работы, и не только от женщины. «Мы все думаем, будто знаем, что такое любовь, и умеем любить, — пишет владыка Антоний. — На самом деле очень часто мы умеем только лакомиться человеческими отношениями». Любить другого, как свое собственное тело, бояться огорчить ближнего — это понятно в теории, но так трудно достижимо на практике.

___________________________________________________________________

[1] Антоний, митр. Сурожский. Таинство любви [Электронный ресурс] // Азбука веры. Православное общество: [сайт]. URL: https://azbyka.ru/m-tainstvo-lyubvi (дата обращения: 10.05.2017).

[2] Славникова О. Стрекоза, увеличенная до размеров собаки [Электронный ресурс] // E-libra.ru. Электронная библиотека: [сайт]. URL: http://e-libra.ru/read/140833-strekoza-uvelichennaya-do-razmerov-sobaki.html (дата обращения: 14.06.2017)

[3] Подробнее о гармоничных и проблемных (дисфункциональных) семьях см.: Первозванский М., Коломейцев П. Ты и Я. Любовь и влюбленность. Христианский взгляд. М.: Никея, 2015.

Из книги психолога, священника Петра Коломейцева «Книга о женственности», вышедшей в издательстве «Никея»