Прецедентный иск будет рассмотрен судом в ближайшие месяцы. Клиент подал в суд на Сбербанк после того, как банкомат сначала отказал ему в выдаче 200 тысяч рублей, а потом выдал эту сумму уже после того, как клиент ушел от банкомата.
Как сообщает «Коммерсантъ», в мае клиент Сбербанка попытался снять через банкомат 200 тысяч рублей наличными. Банкомат выдал ему чек с надписью «Операция выполняется» и вместе с тем с текстом «Запрос не может быть выполнен, если средства списаны и не могут быть возвращены в течение 24 часов, обратитесь в банк». После этого банкомат вернул карту и клиент удалился. Через полторы минуты банкомат все же выдал деньги, которые забрал неизвестный.
Сбербанк признал, что изначально операция не была выполнена из-за отсутствия связи устройства с банком. Но затем операция была «выполнена успешно», так что, по мнению банка, клиент сам забыл деньги в банкомате. «Коммерсантъ» цитирует официальный ответ Сбербанка, в котором сообщается, что «ошибок в информировании банком клиента не было» и что выдачу денег санкционировал сам владелец карты.
Эта история уже вызвала заметный резонанс, поскольку многие сталкивались с проблемами в работе банкоматов, и попытка банка уйти от ответственности за сбой в работе устройства вызывает возмущение некоторых клиентов. По мнению экспертов, оговорка в процитированной выше информационной записи в чеке, если ее соблюдать буквально, требует, чтобы клиент, с карточки которого списались деньги, фактически не выданные, в течение 24 часов стоял и ждал у банкомата, не выдаст ли тот деньги. На такие условия обслуживания вряд ли кто-то согласится. Тем более, что в рассматриваемом случае банкомат вначале написал на экране «Транзакция выполняется», затем «Запрос не может быть выполнен», вернул карту и распечатал чек. По словам юриста, представляющего интересы истца в суде, «в данной ситуации клиент не мог допустить, что деньги не могут быть выданы».
Решение суда по этому делу станет прецедентным, поскольку, как отмечают эксперты, этот случай уже привлек внимание как профессионального сообщества, так и широкой аудитории клиентов банков.
Напомним, что еще не утихло обсуждение отказа банкоматов ряда банков принимать пятитысячные купюры, поскольку именно они чаще всего подделываются, а устройства не всегда способны заметить фальшивку. Ряд комментаторов считает, что это проблема банков, и недопустимо перекладывать бремя связанных с ней неудобств на плечи клиентов.
Комментируя же данный случай, «Ведомости» напоминают слова зампреда правления Сбербанка Станислава Кузнецова, сказанные им в январе: Сбербанк проводит колоссальную трансформацию, создает новые инфраструктурные продукты, и возможные ошибки при их внедрении – это «цена скорости изменений».
Пусть это действительно так. Но почему же тогда эту цену должны платить клиенты?
Фото: Ведомости