«Если человек сам себя не спасет — его никто не спасет»
Насилие в семье — чума современной России, ее надо купировать. Так говорят эксперты. Вот только перспективы у жертв домашней тирании не радужные. Почему «система не заинтересована в том, чтобы слышать пострадавших и пострадавшим помогать»? Составили аудио-инструкцию — как понять, что пришло время спасаться бегством, а также как притесняемый человек может защитить себя в законодательном поле РФ и бесплатно получить помощь.
Слушать подкаст целиком на SALT.ZONE в iTunes.
Анна Ривина — кандидат юридических наук, директор центра «Насилию.нет»:
Если один из членов семьи боится другого, боится сказать о своих мыслях, делах или переживаниях — это уже нездорово. Это уже про то, что один человек пытается подавить или контролировать своего любимого или любимую.
К сожалению, сейчас мы понимаем, что если человек сам себя не спасет — его никто не спасет. Знание своих прав и как себя вести — это большой шанс из этой ситуации выползти. И потом нужно потратить силы, чтобы найти достойного юриста и психолога. Сейчас есть разные проекты, в рамках которых оказывается бесплатная помощь жертвам домашнего насилия, в том числе и ведение дел в суде.
Самая большая задача у нашего общества сегодня — это сделать проблему видимой, вынести сор из избы. Потому что этот сор портит жизнь миллионам женщин и детей, которые потом вырастают и продолжают этот ужас. Домашнее насилие — это чума, ее надо купировать.
Грубо говоря, наша система совершенно не заинтересована в том, чтобы слышать пострадавших и пострадавшим помогать. Они [сотрудники системы] как статисты, только когда уже случилась смерть могут ахать и охать, хотя это целиком и полностью сделано их руками. И это, конечно же, их профессиональная халатность.
Алексей Паршин — адвокат:
Некоторые страны вели подсчет, сколько стоит домашнее насилие — это ужасающие цифры для экономики. Это не просто человек взял больничный, если его избили. Это и попадание в тюрьмы.
У нас декриминализировали побои и передали их в зону административного кодекса. В случае повторного привлечения за побои — это уже уголовная ответственность.
Это дело частного обвинения. А это означает, что сама жертва должна будет написать обвинение в соответствии с УПК, знать, как собрать доказательства и как представить это в суде. Знать, как допросить своего обидчика, свидетелей и так далее. Провести процесс в суде, отвлекаясь от работы, так как суды у нас в выходные не работают. Довести это все дело до приговора. А в приговоре штраф в 40 тысяч рублей могут назначить.
С коллегами я общаюсь — рассказывают, что возбуждение дела по административному составу очень тяжело происходит, и если в дальнейшем привлекают обидчика, то дают ему штраф. А штраф платит семья из своего собственного бюджета. Вот буквально недавно мне коллега писал — привлекли обидчика путем неимоверных усилий. Суд наложил штраф. Женщина судье объясняет — так я же штраф сама буду платить, у него денег нет, дайте хотя бы обязательные работы. И судья ничего на это не ответил, потому что свое постановление уже вынес и огласил. И женщина говорит — какой мне смысл был ходить в суд, если я получила удар по собственному кошельку и никакого морального удовлетворения не получила. Обидчик, естественно, тоже ничего не проиграл. И получилось, что законодательство совершенно не эффективно в борьбе с домашним насилием. Единственное, что если он второй раз на нее руку поднимет — с этого момента уже будет уголовная ответственность.
Елена Ельцова — директор женского кризисного центра «Китеж»:
Сталкиваемся очень часто, что люди к нам приезжают, собравшись впопыхах. Бывает, что человек забыл дома все документы и привез с собой только фикус в горшке. Это говорит о том, что женщина находится в стрессовой ситуации. И если она не подготовится, могут возникнуть сложности в дальнейшем. Во-первых, должен быть «план безопасности» — чтобы женщина ушла и муж ее не отыскал. Когда женщина первый раз обращается, мы проговариваем, что она возьмет с собой и что должна заготовить заранее. Это документы или их копии, ключи, простой кнопочный телефон старенький, который нельзя отследить. Это стандартный набор.
Разные случаи бывают. Если это многодетная семья, то все сложности утраиваются. Если ребенок новорожденный — это тоже налагает определенные сложности. Если ребенок инвалид, то ему нужно наблюдение врача постоянное, и мы не можем в региональное убежище даже перенаправить. Это индивидуальный кейс, который прорабатывается тех-менеджером.
________________________________________________________________________________________
ОБРАТИТЬСЯ ЗА ПОМОЩЬЮ:
Насилию.Нет | Портал о домашнем насилии.
Женский кризисный центр «Китеж».
ГБУ «Кризисный центр помощи женщинам и детям».
Больше материалов на SALT.ZONE