Стили руководства — полезное знание!
Многие сотрудники мечтают о кресле руководителя. При этом они часто слабо представляют себе, как нужно организовывать рабочий процесс целого коллектива, и какие типы управления персоналом вообще существуют. Для них мы собрали самые популярные стили руководства и описали их важнейшие черты. Наша статья будет полезна и тем, кто стал большим боссом уже давно. Она представит им свежий взгляд на процесс управления и познакомит с новыми приемами.
6 методов управления своей командой
- Как с детьми. При таком стиле руководства начальник не только требует от подчиненного выполнения работы, но и учит, воспитывает, опекает, обеспечивает его всем необходимым. Он уделяет большое внимание корпоративной культуре, способен помочь работнику и в личных делах. В стрессовых ситуациях такой босс всегда подбодрит, а если нужно, выскажет критику и накажет. Подчиненные любят таких начальников и бояться не самого босса, а того, что могут подвести и разочаровать его.
- Добрые друзья. Руководитель предпочитает выстраивать неформальные отношения в команде. Соблюдение субординации в этом коллективе со стороны ощущается мало. Шеф вспоминает о своем положении лишь в отдельных случаях: на совещаниях с акционерами, при подписании документов, когда кому-то нужно принять ответственное решение, выступить с важным докладом и т. д. В кризисных ситуациях такие руководители не всегда действуют достаточно эффективно: они редко способны проявить достаточную жесткость.
- В окружении фанатов. Здесь начальник — настоящий кумир. Он умеет и любит производить впечатление. Этот человек вдохновенно говорит, его глаза сияют, а сам он — недостижимый и непостижимый идеал. В коллективе он появляется редко, но каждый раз его визит к «простым смертным» — событие. Его похвала окрыляет, а критика вгоняет в глубокое уныние. Персона такого человека окружена большим количеством мифов. Одни говорят, что Павел Евгеньевич так похудел потому, что ночью работает над какой-то гениальной стратегией. Другие уверены, что у него тяжелая и неизлечимая болезнь, но он продолжает трудиться по 16 часов в день. Работать с таким человеком — это уже отличная мотивация для каждого сотрудника.
- Конкуренция. При таком стиле руководства начальники соперничают с подчиненными. Они всегда стремятся доказать свою правоту, ум, превосходство — то, из-за чего они и стали руководителями. Такие люди плохо отзываются о своих работниках, не ощущают своей ответственности за их уровень подготовки. Они никогда не будут выступать защитниками своих сотрудников. В их команду редко принимаются сильные специалисты. Одно из самых худших качеств такого начальника — то, что он не поощряет саморазвитие подчиненных. По его мнению, если работник почувствует, что стал классным профессионалом, то начнет искать другое место работы. Сам же начальник постоянно наращивает свои знания. Из-за этого он довольно быстро поднимается по карьерной лестнице.
- Просто знакомые. Здесь начальник занимает руководящую должность только формально. Команда и ее успехи мало интересуют их. Они могут бросить пару-тройку ободряющих фраз на собраниях, но и только. Начальник, избравший этот способ управления, никогда не сближается со своими работниками и редко знает хотя бы 10 имен. Он держится отстраненно и несколько высокомерно. Для достижения целей компании они ставят задачи, а контроль осуществляют через своих замов. Продуктивный контакт с такими людьми наладить практически невозможно.
- «Мы — команда». В коллективе руководителей, придерживающихся этого стиля управления, есть и сильные сотрудники, и амбициозные (но реалистичные) задачи. Начальник здесь уделяет много внимания развитию сотрудников. Они прекрасно понимают, что квалифицированные работники — залог успеха компании. Они порой строги, но всегда справедливы. У них есть своя четкая позиция, но и к чужому мнению они относятся с уважением. Такой человек становится лидером не только по факту назначения на должность, но и путем завоевания авторитета среди коллег. Это лучший метод управления коллективом.