Найти в Дзене
BaltNews

О незавидной судьбе небольших эстонских сел

Так как непарламентские выражения в наше время даже в эстонском парламенте стали нормой, то и я стесняться не буду. Тем более, что термин «в заднице» достаточно емко характеризует положение небольших сел в Эстонской Республике. Разве что Харьюмаа имеет свою специфику, где жизнь «вертится вокруг столицы».

Глядя на заголовки в эстонских СМИ, проще назвать, каких проблем нет у жителей небольших сел, чем какие проблемы у них есть. Разве что с интернетом все в порядке и позвонить можно. А вот с почтой кое-где уже проблемы возникают. Что уж говорить о доступности и, скажем так, «беспроблемности» образования и медицины. Деньги-то снять со счета проблематично, какая уж там медицина. 

Тем не менее, люди в таких селах все еще живут. Не вымерли пока, несмотря на все усилия по модернизации экономики. Все мы, конечно, не раз слышали, что за большими торговыми центрами будущее, что укрупнение — это естественный процесс, от которого все только выигрывают. Спорить с либерал-дарвинистами об экономике бесполезно, подобное мировоззрение уже давно имеет все признаки религии. А в некоторых проявлениях, скорее, секты.  Но надеюсь никто не станет отрицать, что жителям небольших поселков надо что-то жрать? Желательно не тратя на поездку за покупками целый день? Да и далеко не всем это по силам, знаете ли, учитывая средний возраст сельских жителей.

Союзу малых торговцев Эстонии, озабоченному введением новых стандартов торговли табачными изделиями и новыми акцизами на алкоголь, парламентская комиссия, скорее всего предложит (или уже предложила) некоторый компромиссный вариант. Но тушить пожар чайной ложкой бесполезно, ситуация будет ухудшаться. Да, в Эстонии нет населенных пунктов, которые расположены на расстоянии ста или даже пятидесяти километров от города. Не Россия все-таки и не Соединенные Штаты. Но это не значит, что проблемы не существует.

Собственно, вариантов-то немного: либо торговцы сами повезут товары в села в жажде наживы, либо их как-то придется стимулировать. Ну, можно еще, конечно, государству взяться за это самостоятельно, но чиновники заняты более крупными «прожектами», им то тоннель в Хельсинки подавай, то железную дорогу до Берлина, как-то не смотрится на этом фоне разговор о субсидировании автолавок. Вот если ли бы можно было построить такую железную дорогу, чтобы каждый селянин мог купить свежее баварское, закусывая его финским сервелатом… Но, судя по всему, нельзя.

А значит остается только выражать озабоченность. А, ну Партия Реформ еще может обвинить во всем правительство, что оно, естественно, сделает.  Память у эстонского электората определенно «так себе», так что «прокатит», скорее всего. Правда как это поможет селянам — совершенно непонятно.

Юрий Лисицын