Известный факт. За годы творческой жизни испанский драматург Лопе де Вега написал почти 2000 пьес. Большая часть из них до наших дней не дошла, но те, что «выжили», — стали безусловными хитами. В конце ноября театр «Глобус» представит новосибирской публике комедию «Учитель танцев». Классическую историю «плаща и шпаги», в которой лихо закрученная интрига и целых две свадьбы идут в комплекте с неподражаемыми сюжетными поворотами, рожденными богатой фантазией прославленного автора.
Впрочем, было бы ошибкой утверждать, что режиссёр Иван Орлов собирается ставить «Учителя танцев» в том виде, в каком его застали европейцы XVII столетия — с длинными витиеватыми предложениями, сложным языком. Материал осовременят — в том числе, на уровне диалогов и монологов. В качестве основы команда спектакля взяла перевод Татьяны Щепкиной-Куперник.
«Я читал несколько вариантов, но свой выбор остановил на переводе Татьяны Щепкиной-Куперник. Во-первых, это прекрасная поэзия. Во-вторых, пространство спектакля, костюмы стилизованы, но все равно мы играем в то время. Сегодня просто архаический текст звучать не может. Поэтому надо найти такой ключ, чтобы он был абсолютно живым, современным. В своей работе мы руководствуемся смыслом прежде всего, необходимо вести через поэтически сложный текст, длинные предложения мысль. И текст Щепкиной-Куперник позволяет это сделать», — рассказывает режиссер инсценировки.
Сюжет пьесы повествует о небогатом, но крайне амбициозном дворянине. Вернувшись с войны, он вознамерился взять в жёны не кого-то, а дочку самого мэра города Туделы. Но как это сделать? В голову к молодому человеку приходит гениальная мысль — прикинуться суперзвездой, именитым столичным хореографом. И понеслась. Интриги, танцы, страсть.
Однако во всей этой истории есть одна небольшая, но крайне важная деталь. «Учитель танцев» в версии от «Глобуса» будет игрой в эпоху (спектаклем внутри спектакля), а не точным её отражением. Несколько лет назад похожим путём пошёл Михаил Заец, поставивший в «Старом доме» «Вечера на хуторе близ Диканьки». В его версии группа людей накануне рождества собралась в одном месте, чтобы разыграть классический гоголевский сюжет. Канва истории спектакля молодежного театра будет обставлена схожим образом — согласно ей, участники настоящей свадьбы решили переместиться в другую эпоху. Во времена, когда у человечества ещё от страсти кровь бурлила и сражения на шпагах происходили не на олимпиаде по чётко оговоренным правилам.
Не сильно покривим душой, если скажем, что этот ход в буквальном смысле развязал режиссёру «Глобуса» руки. Ведь, если всё происходит «понарошку», то кто возмутится, что герои постановки отплясывают не под музыку XVII века, а диско? Правильно — не будет таких! Если не брать совсем уж ретроградов, для которых любое отступление от канона — катастрофа вселенского масштаба.
«Нам очень интересно найти современный эквивалент “комедии плаща и шпаги”, чтобы она зазвучала сегодняшним языком. И на уровне текста, и на уровне визуального эффекта. У автора вся история разворачивается в течение трех дней. Начинается пьеса с помпезной свадьбы молодой девушки и старого человека (ситуация неравного брака) и заканчивается свадьбой сразу двух любящих пар. В спектакле мы обострим ситуацию до предела: все события происходят на свадьбе», — поясняет Иван Орлов. «Более того, традиционно невеста и жених подготавливают какие-то сюрпризы гостям (например, танцуют или поют), и я подумал: а если все наши зрители будут приглашенными гостями на свадьбе? И для них герои, которые поженятся в финале, разыграют на собственной свадьбе этот огромный спектакль. Надеюсь, зритель поймет и примет наши правила игры».
Таким образом, местом действия «Учителя танцев» станет современный диско-клуб, а лидирующий стилем — диско-фанк.
«<...> Мы работаем с очень интересным московским хореографом Натальей Шургановой. Она окончила режиссуру у Олега Кудряшова в ГИТИСе, сейчас является педагогом на его курсе, учится в аспирантуре.Человек, который замечательно разбирается в драматическом театре, но при этом балетмейстерское образование. Уникальный сплав хореографа и режиссера», — добавляет Иван Орлов.
«<...> Хореография в спектакле будет смешанная: современный танец, но с очень легкой игрой в эпоху. Свадьба в стиле испанской эпохи Возрождения. Безусловно, не обойдется дело без корриды».
И всё же ключевая тема комедии Лопе де Вега (и постановки «Глобуса», надо полагать) — это не танец как таковой, а семья и любовь.
««Есть любовь счастливая, взаимная, как у центральной пары. Любовь отеческая, которая так пронзительно раскрывается в финале. Есть мотив любви безответной. Любовь к своей способности любить. Словом, герои раскрываются по-разному», — подчеркивает постановщик.
Что из всего этого выйдет новосибирские зрители узнают совсем скоро. Премьера «Учителя танцев» намечена на 23 ноября. Место встречи — большой зал «Глобуса».
Текст: Сергей Жигальцев (некоммерческий проект «Взгляд фотографа [театры Новосибирска]»). Иллюстрации предоставлены театром «Глобус».