Найти тему

Первый взгляд: любовь, диско и коррида — «Глобус» готовится к премьере «Учителя танцев»

Известный факт. За годы творческой жизни испанский драматург Лопе де Вега написал почти 2000 пьес. Большая часть из них до наших дней не дошла, но те, что «выжили», — стали безусловными хитами. В конце ноября театр «Глобус» представит новосибирской публике комедию «Учитель танцев». Классическую историю «плаща и шпаги», в которой лихо закрученная интрига и целых две свадьбы идут в комплекте с неподражаемыми сюжетными поворотами, рожденными богатой фантазией прославленного автора.

Эскизы костюмов будущего спектакля
Эскизы костюмов будущего спектакля

Впрочем, было бы ошибкой утверждать, что режиссёр Иван Орлов собирается ставить «Учителя танцев» в том виде, в каком его застали европейцы XVII столетия — с длинными витиеватыми предложениями, сложным языком. Материал осовременят — в том числе, на уровне диалогов и монологов. В качестве основы команда спектакля взяла перевод Татьяны Щепкиной-Куперник.

Афиша
Афиша

«Я читал несколько вариантов, но свой выбор остановил на переводе Татьяны Щепкиной-Куперник. Во-первых, это прекрасная поэзия. Во-вторых, пространство спектакля, костюмы стилизованы, но все равно мы играем в то время. Сегодня просто архаический текст звучать не может. Поэтому надо найти такой ключ, чтобы он был абсолютно живым, современным. В своей работе мы руководствуемся смыслом прежде всего, необходимо вести через поэтически сложный текст, длинные предложения мысль. И текст Щепкиной-Куперник позволяет это сделать», — рассказывает режиссер инсценировки.

Сюжет пьесы повествует о небогатом, но крайне амбициозном дворянине. Вернувшись с войны, он вознамерился взять в жёны не кого-то, а дочку самого мэра города Туделы. Но как это сделать? В голову к молодому человеку приходит гениальная мысль — прикинуться суперзвездой, именитым столичным хореографом. И понеслась. Интриги, танцы, страсть.

Режиссер Иван Орлов и художник Каринэ Булгач демонстрируют эскизы костюмов к спектаклю
Режиссер Иван Орлов и художник Каринэ Булгач демонстрируют эскизы костюмов к спектаклю

Однако во всей этой истории есть одна небольшая, но крайне важная деталь. «Учитель танцев» в версии от «Глобуса» будет игрой в эпоху (спектаклем внутри спектакля), а не точным её отражением. Несколько лет назад похожим путём пошёл Михаил Заец, поставивший в «Старом доме» «Вечера на хуторе близ Диканьки». В его версии группа людей накануне рождества собралась в одном месте, чтобы разыграть классический гоголевский сюжет. Канва истории спектакля молодежного театра будет обставлена схожим образом — согласно ей, участники настоящей свадьбы решили переместиться в другую эпоху. Во времена, когда у человечества ещё от страсти кровь бурлила и сражения на шпагах происходили не на олимпиаде по чётко оговоренным правилам.

Не сильно покривим душой, если скажем, что этот ход в буквальном смысле развязал режиссёру «Глобуса» руки. Ведь, если всё происходит «понарошку», то кто возмутится, что герои постановки отплясывают не под музыку XVII века, а диско? Правильно — не будет таких! Если не брать совсем уж ретроградов, для которых любое отступление от канона — катастрофа вселенского масштаба.

Макет сцены «Учителя танцев»
Макет сцены «Учителя танцев»

«Нам очень интересно найти современный эквивалент “комедии плаща и шпаги”, чтобы она зазвучала сегодняшним языком. И на уровне текста, и на уровне визуального эффекта. У автора вся история разворачивается в течение трех дней. Начинается пьеса с помпезной свадьбы молодой девушки и старого человека (ситуация неравного брака) и заканчивается свадьбой сразу двух любящих пар. В спектакле мы обострим ситуацию до предела: все события происходят на свадьбе», — поясняет Иван Орлов. «Более того, традиционно невеста и жених подготавливают какие-то сюрпризы гостям (например, танцуют или поют), и я подумал: а если все наши зрители будут приглашенными гостями на свадьбе? И для них герои, которые поженятся в финале, разыграют на собственной свадьбе этот огромный спектакль. Надеюсь, зритель поймет и примет наши правила игры».

Таким образом, местом действия «Учителя танцев» станет современный диско-клуб, а лидирующий стилем — диско-фанк.

«<...> Мы работаем с очень интересным московским хореографом Натальей Шургановой. Она окончила режиссуру у Олега Кудряшова в ГИТИСе, сейчас является педагогом на его курсе, учится в аспирантуре.Человек, который замечательно разбирается в драматическом театре, но при этом балетмейстерское образование. Уникальный сплав хореографа и режиссера», — добавляет Иван Орлов.

«<...> Хореография в спектакле будет смешанная: современный танец, но с очень легкой игрой в эпоху. Свадьба в стиле испанской эпохи Возрождения. Безусловно, не обойдется дело без корриды».

И всё же ключевая тема комедии Лопе де Вега (и постановки «Глобуса», надо полагать) — это не танец как таковой, а семья и любовь.

««Есть любовь счастливая, взаимная, как у центральной пары. Любовь отеческая, которая так пронзительно раскрывается в финале. Есть мотив любви безответной. Любовь к своей способности любить. Словом, герои раскрываются по-разному», — подчеркивает постановщик.

Что из всего этого выйдет новосибирские зрители узнают совсем скоро. Премьера «Учителя танцев» намечена на 23 ноября. Место встречи — большой зал «Глобуса».

Текст: Сергей Жигальцев (некоммерческий проект «Взгляд фотографа [театры Новосибирска]»). Иллюстрации предоставлены театром «Глобус».