Найти в Дзене
Записки истории

В минуты опасности...

Это было 3 июля 1941 года. Теплоход «Выборг» под командованием капитана Ильи Гавриловича Гаврилова вышел в рейс из Ленинграда. В Финском заливе его атаковала вражеская подводная лодка. Капитан, искусно маневрируя судном и развивая максимальную скорость, увел теплоход от торпедной атаки. Подводная лодка сделала по «Выборгу» шесть залпов, но ни разу не попала в цель...

Илья Гаврилович Гаврилов. Герой Социалистического Труда (1957).
Илья Гаврилович Гаврилов. Герой Социалистического Труда (1957).

Впереди — остров Вайндло. За ним через несколько часов хода должен открыться знакомый береговой знак — Красногорские створы. Родные места: Устье, Систа-Палкино. Здесь Илья Гаврилович с детства знал каждый риф, каждую бухточку.

Прозвучал сигнал тревоги. На расстоянии около мили по носу появился перископ всплывающей фашистской подводной лодки. Последовала атака.

Грузовой теплоход в перископе подводной лодки.
Грузовой теплоход в перископе подводной лодки.

На этот раз удар врага оказался точным, торпеда попала в правый борт. Как развернулись дальше события на теплоходе, рассказывают записи в вахтенном журнале.

Финская подводная лодка «Весикко» (Vesikko) во время всплытия. 01.08.1941 г.  Транспорт "Выборг" был атакован финской подводной лодкой «Весикко».
Финская подводная лодка «Весикко» (Vesikko) во время всплытия. 01.08.1941 г. Транспорт "Выборг" был атакован финской подводной лодкой «Весикко».
«14 часов 31 минута. Справа по траверзу заметили след торпеды, идущей с солнечной стороны. Немедленно последовала команда: «Лево на борт». Судно атаковано второй неприятельской лодкой. Торпеда попала в правый борт у люка № 4. Сильный взрыв. Разрушены гребной вал, кормовая палуба, грузовые стрелы. В машинном отделении сорвало распределительный электрощит. Вышла из строя радиостанция.
14 часов 33 минуты. Главный двигатель восстановлен. В машинном отделении произошли большие разрушения. Судно начало быстро погружаться кормой в воду.
14 часов 35 минут. Ввиду неизбежности гибели судна капитан приказал приготовиться к оставлению судна. Заняли места в спущенных на воду шлюпках.
14 часов 40 минут. Вторая торпеда достигла судна. Капитан приказал шлюпкам отойти от борта теплохода. Со шлюпок было видно, как корма погрузилась в воду до машинного люка и судно встало носом вертикально вверх.
14 часов 50 минут. В судно попала третья торпеда. Теплоход погрузился в воду.
На пути к Лавенсаари моряков со шлюпок подобрал катер. Экипаж в составе 45 человек был доставлен на остров. Погиб боцман Дмитрий Иванович Денисов».
Финский моряк у 20-мм зенитного автомата подводной лодки «Весикко» (Vesikko). 19.07.1941 г.
Финский моряк у 20-мм зенитного автомата подводной лодки «Весикко» (Vesikko). 19.07.1941 г.

Капитан Гаврилов под вражеским обстрелом умело организовал спуск шлюпок и спас всю команду, исключая одного боцмана. Своим примером капитан воодушевлял экипаж; в эти минуты смертельной опасности моряки с честью выполняли свой долг.

Бесстрашие и героизм проявил комсомолец матрос Константин Иванов. Когда был убит боцман, Костя принял командование палубной командой, быстро обеспечил спуск шлюпок.

Тонущее транспортное судно. Вид из перископа подводной лодки.
Тонущее транспортное судно. Вид из перископа подводной лодки.

По записи в вахтенном журнале, матроса Петра Пономарева считали погибшим: во время взрыва он находился у люка, возле того места, пде был убит боцман. Но Пономарев уцелел. Он оставался на боевом посту до последней минуты. Увидев, что судно тонет, Пономарев бросился в воду. Здесь его подобрал катер.

Отважно вели себя в эти страшные минуты опасности старший штурман «Выборга» В. Факторович, старший механик Н. Стеняев, первый помощник капитана Я. Ковалев и другие моряки...

Спасибо за прочтение, подписывайтесь и ставьте «Палец вверх»

-6