Ирина Скалина: Про Боробудур я впервые услышала в Камбодже. Кто-то сказал: «Раз вы посмотрели Ангкор Ват, надо увидеть ещё Мачу Пикчу и Боробудур». Про последний было логично, а при чём тут Мачу Пикчу, не знаю. Вроде как всё это «места силы»… В Перу я рванула сразу, а вот про Боробудур, признаюсь, забыла. Случайно разговорилась с индонезийской знакомой и поняла: надо ехать.
14 330 км от Архангельска
Самый активный вулкан
Самый активный 3-километровый индонезийский вулкан Мерапи извергается примерно раз в 7 лет, каждый раз с серьёзными последствиями, и так – уже тысячу лет. Считается, что в 1006 году храмовый комплекс Боробудур был полностью засыпан пеплом. Виноват Мерапи, до которого 40 км. Сейчас на вулкан возят экскурсии на внедорожниках. Всё время, пока мы там были, меня не покидало ощущение, что я нахожусь внутри какого-то триллера про Апокалипсис. Основных достопримечательностей на склоне три. Первая – площадка с прекрасным видом на непрерывно курящуюся вершину. Там же можно посмотреть на карьер, где добывают вулканический песок: он настолько хорош для строительства, что никто не обращает внимания, сколько в этом карьере приходится бросать техники. Второе – огромный камень, который на нынешнюю точку прилетел из жерла. Третье – брошенная деревня, где обитатели, не успевшие убежать, сгорели заживо в 2010 году. Им предлагали эвакуироваться, но некоторые не захотели оставлять дома и очень плодородную землю. Никто не знал, что Мерапи выпустит не только лаву, но ещё и облако с температурой под 800 градусов.
ПРАМБАНАН: Собранный храм
Я под впечатлением от Прамбанана, точнее, от того, как его восстанавливают и сохраняют. Прамбанан – это комплекс буддийских и индуистских храмов примерно 8-9 веков постройки. По легенде, таких храмов была тысяча, и построил их влюблённый в принцессу юноша. Принцесса оказалась неблагодарной, замуж выйти отказалась, за что её превратили в каменную статую. Но это легенда... Храмы Прамбанана были разрушены очередным землетрясением, и от каждого из них оставалась лишь кучка камней. В 20 веке каждую кучку стали аккуратно разбирать и собрали пару десятков храмов – с красивыми барельефами. При этом, если фрагмент каменной картины обнаружить не удавалось, ставили гладкий камень: мол, «извините, не нашли, а новодел лепить не будем». Храмов было собрано шестнадцать, они под охраной ЮНЕСКО, но ЮНЕСКО природе не указ – за день до отъезда в Индонезию мне позвонил одноклассник, который там был давно, и сказал: «Ир, а ведь Прамбанан разрушен» – «Да ладно!» – сказала я. И уже на месте, осмотрев вполне себе целые башни, стала спрашивать, откуда такие слухи. Выяснилось, что в 2006 году было землетрясение, после чего опять остались кучки камней. И они опять были собраны обратно. Другие кучки терпеливо ждут, когда из них тоже соберут неземную красоту. Работы продолжаются.
В Прамбанане три больших храма: отдельно Брахмы и Вишну и центральный Шивы, где не только его статуя, но ещё и слоноголового Ганеша, у которого принято просить ума, и супруги Шивы – в её не самом добром образе.Вишну – охранитель, Шива – разрушитель, и в это поневоле веришь. Вишну почти в темноте удалось прекрасно сфотографировать сразу и без вспышки, а для Шивы пришлось два раза обойти вокруг храма, прошерстить все настройки камеры, но так ничего толком снять и не получилось. В Прамбанане, как когда-то в Ангкор Вате, мы тоже попали в грозу, так что круг мест силы для меня замкнулся.
«Мисс, селфи!»
В Боробудуре оказалось совсем немного иностранных туристов – нам попалась лишь франкоговорящая группа пенсионеров и несколько классических молодых ребят с большими рюкзаками, незагорелых и всё время улыбающихся. Но народу на всех уровнях храма было очень много – в основном, это организованные школьники из разных районов Индонезии, и на входе главный объект продажи – селфи-палки… Нас атаковали ещё на подступах к храму: «Мисс, селфи!», – когда к тебе подваливает с десяток радостных подростков, чувствуешь себя звездой, но после десятой улыбки в десять айфонов мысли только о том, как бы слиться с толпой, что практически невозможно. А посмотреть в Боробудуре есть на что. Столетия под пеплом сохранили прекрасные барельефы, иллюстрирующие жизнь Будды, и статуи.
Как и положено в таких местах, в Боробудуре принято загадывать желания. Для тех, у кого они серьёзные (и есть время), положено обойти вокруг семь раз. Для туристов предлагается лайт-вариант: прикоснуться к камню на верхнем уровне, подумать о желаемом и пройти по этому уровню один раз по часовой стрелке. Моё желание сбылось сразу: я мечтала исключительно о том, чтобы от меня отстали селфиманы. Отстали. Кстати, Индонезия – мусульманская страна, и это сразу видно по нарядам местных жительниц, но к своему древнему наследию здесь относятся с большим уважением.
«На лицо ужасные, добрые внутри»
Боробудур означает что-то вроде «храм Будды на горе». Сравнение его с Ангкор Ватом мне показалось не совсем корректным. На самый известный храм Камбоджи больше похож Прамбанан. Для меня символы Боробудура – это статуи существ типа львов с высунутыми далеко-далеко языками. Это что-то вроде духов-охранителей, которые «на лицо ужасные, добрые внутри», полная противоположность вулкану Мерапи. Эти каменные языки обрамляют лестницы храма, по которым белым туристам не так-то легко вскарабкаться.
Публикация в журнале Magazine №06 (139) Июнь-Июль 2018