В одной из прошлых своих статей я говорила про самостоятельность. Надеюсь, вам стало немного яснее, что же она из себя представляет. Основная цель, которую я преследую, говоря с вами об этом — чтобы вы перестали тревожиться там, где тревожиться не надо. Чтобы перестали расстраиваться, что у вас несамостоятельные дети и требовать от них самостоятельности там, где вы сами ее отдать не готовы, или там, где это вообще самостоятельностью не является.
Сегодня я немножко расскажу про «самостоятельное» одевание, кормление, просьбы «принеси-подай» и т.д.
Мам очень расстраивает, когда дети физически уже могут сами одеваться, есть (и т.п.), но не делают этого и просят мам. Я призываю вас не беспокоиться по этому поводу. Как мы помним, дети хотят делать то, что им интересно, на что у них есть мотивация. На одевание и еду (а также что-то принести, унести, сложить и пр.) мотивация есть ровно первые несколько раз, когда для них это ново. Дети с удовольствием и интересом пробуют что-то новое. Потом это новым быть перестает и интересным тоже. Поэтому не злитесь на них и не беспокойтесь, что это навсегда.
Воспринимайте их просьбы сделать за них не как приказ, а как просьбу о помощи. На самом деле, это для детей ещё и ваша забота — когда вы их кормите, одеваете, что-то им подаете. Вы же тоже, бывает, просите близких помочь вам в том, что вы можете сделать и сами, правда? И очень приятно, когда утром кто-то приготовит вам завтрак, хотя вы, конечно, можете и сами. В общем, не переживайте, нет людей, которые не стали бы рано или поздно сами одеваться и есть.
Если говорить о своем опыте, то младшего сына я одевала сама почти до пяти лет. Моя цель была не в том, чтобы он научился (потому что у меня нет сомнений в том, что он все равно научится), а в том, чтобы он был одет. Если он не хотел одеваться сам, я это делала за него и вообще не парилась. Да, он не ходил в сад и у него не было необходимости это делать самому, ещё и поэтому мне было спокойно. Сейчас он одевается полностью сам, кроме завязывания шнурков. Это случилось совершенно незаметно, без обучения его этому и без «приучений».
Но очень страшно, что такое поведение родителя превратится во вседозволенность, правда?
Все мы знаем пугающие истории о том, как ребёнок, сидя на диване, пальчиком указывает, а мама за него все делает. Я очень это ваше опасение понимаю и разделяю. И чтобы этого не случилось, нужно только одно — не забывать о себе. Тогда ребенок будет видеть, что есть другие люди со своими нуждами, потребностями и желаниями. И с ними, оказывается, приходится считаться.
Хочешь, чтобы я тебя покормила? Хорошо, я с радостью тебе помогу, но сначала я поем сама.
Хочешь, чтобы я принесла тебе из другой комнаты игрушку? Понимаю, тебе не хочется самому идти, но я сейчас готовлю еду и не могу тебе помочь.
Хочешь, чтобы я сходила выкинула фантик? Слышу твою просьбу, но я сейчас лежу и отдыхаю, ходить никуда не буду.
В остальном — включайте здравый смысл, и вы поймёте, что продолжать лежать и не идти выкидывать за ребёнком фантик — можно. А продолжать лежать, если ребёнок вернулся с прогулки голодный и просит есть — не стоит.