Аллах
создатель и управитель всего сущего бытия. Помимо Него никто не обладает этими качествами. Существование Аллаха является необходимым для мироздания, а его отсутствие невозможным. Он являетсясамодостаточным. У Аллаха нет равных и в этом выражается Его абсолютное единство.
Аллах - имя собственное, соответствующее истинному Богу, Творцу и Господу всего сущего, обладателю всехпревосходных имен и качеств, Единому, Единственному (уникальному). Имя "Аллах" образуется изопределенного артикля "Аль" и слова "Илях", которое имеет значение "тот, кому поклоняются", "достойныйпоклонения". Артикль "Аль" указывает на Единственного истинного Бога, достойного поклонения. Необходимоотметить, что слово Аллах не имеет формы множественного числа и всегда произносится в единственномчисле.
Слово аль-Илях было известно еще древним семитам, предкам современных арабов и евреев. Древниесемиты называли Бога Элох (Элоах). Это слово встречается в Ветхозаветной книге "Бытие", где одним из именБога является именно Элох(им). В то же время, на языках различных народов единый Бог называетсяразличными именами. Однако все эти имена относятся только к Нему.
Аллах вечен и не имеет начала и конца. Постижение Его человеческим разумом невозможно. Однаконекоторые Его атрибутивные качества поддаются приблизительному описанию категориями человеческогопонятийного аппарата. То есть, например, можно говорить о Его существовании или совершенстве.
Умозрительные методы обоснования бытия Аллаха и пророческие откровения
В Коране можно встретить множество призывов созерцать феномены этого мира, размышлять над ними:«Поистине, в небесах и на земле - знамения для верующих! И в вашем творении и в рассыпанных Имживотных - знамения для людей убежденных, и в чередовании ночи и дня, и в том, что ниспослал Аллах снеба из пропитания и оживил им землю после ее смерти, и в направлении ветров - знамения для людей, обладающих умом». (45:3-5).
Во все времена люди обладали знанием о существовании Творца и Создателя мира.Часто к такому выводу приходили интуитивно, так как древние мыслители пытались объяснить вопросы опроисхождении и существовании мира, человека и его места в нем. Однако, признавая существованиеединого начала, древние мыслители часто не придавали Ему личностных атрибутов и представляли Егобесконечно удаленным от мира. Примитивное, мифологическое сознание древних людей также не даваловозможности многим из них правильно поставить вопросы по различным проблемам и правильно ответить наних. В Коране говорится о том, что все люди, в том числе и язычники, знают о существовании Единого Творца, однако наряду с ним они поклоняются и лжебогам:
- «Oн - тoт, ктo пycкaeт вac в пyть пo cyшe и пo мopю; a кoгдa вы бывaeтe нa кopaбляx ... и oни тeкyт c нимипpи xopoшeм вeтpe, и paдyютcя oни eмy; пoйдeт бypный вeтep, и пoдoйдeт к ним вoлнa co вcex cтopoн, ипoдyмaют oни, чтo иx yжe oкpyжилo, - тoгдa oни взывaют к Aллaxy, oчищaя пpeд Hим cвoю вepy: "еcлиcпaceшь Tы нac oт этoгo, мы бyдeм блaгoдapными". A пocлe тoгo, кaк Oн иx cпac, вoт, - oни злoчинcтвyют нaзeмлe бeз пpaвa. O люди, вaшe злoчинcтвo - пpoтив вac caмиx, кaк пoльзoвaниe ближaйшeй жизнью; пoтoм кHaм вaшe oбpaщeниe, и Mы cooбщим вaм тo, чтo вы дeлaли». (10: 22-23);
- «”Mы пoклoняeмcя им (т.е. языческим богам) тoлькo, чтoбы oни пpиблизили нac к Aллaxy близocтью”. Aллaxpaccyдит мeждy ними в тoм, в чeм oни pacxoдятcя!» (39: 3).
Наблюдения над природой и смыслом существования с одной стороны, и размышления о сущности бытия сдругой, были присущи древним философам. Как пример этого можно привести Фалеса, Анаксимандра, Анаксимена и других мыслителей. Задавшись вопросом, откуда все возникает и во что все превращается, ониискали начало и изменения всех вещей. Отказ от признания в мировоззренческой доктрине древнего мираединого личностного властного начала привел к тому, что, по словам Аристотеля: «Большинство первыхфилософов считало началом всего одни лишь материальные начала, а именно то, из чего состоят все вещи, из чего они возникают и во что как в последнее они, погибая, возвращаются…». Например «Фалес утверждал, что началом всего является вода… Анаксимен же и Диоген считают, что воздух первее воды и из простых телпринимают его за начало». Сам же Аристотель считал, что в основе бытия лежит некая первоматерия, воснове которой лежат 4 материальные стихии: огонь, воздух, вода и земля.
Аналогичное мировоззрение можно наблюдать в древнеиндийском обществе. Как и у древних греков, цепь ихумозрительных рассуждений проходила в плоскости материального. Небу и земле вначале приписывалисьлишь физические свойства - необъятность, ширь, плодоносность. Земле приписывают такие качества, как«дающая мед», «полная молока». Земля и небо вначале рассматриваемые как независимые существа, вскоревступили в тесные отношения. На Землю стали смотреть как на родящую мать, оплодотворяемую небом.
Однако те же древние греки и индийцы понимали, что проблема возникновения сущего бытия не может бытьобъяснена только материей, так как объяснить многообразие феноменов в мироздании только этой причинойневозможно. Поэтому они ввели понятие второй первопричины - бога. Однако этот бог не является аналогоммонотеистического понимания Бога. Он является лишь неличностным формообразующим началом. Отношение материи и бога характеризуются у некоторых античных философов как отношения ремесленникаи сырья, из которого он собирается вылепить формы. Другие (например, Аристотель) отождествлялибезличного бога с движением, считая, что его функция заключается лишь в роли двигателя, приводящего вдвижение все мировые процессы.
Таким образом, в мировоззрении древних обществ в вопросе о первопричинах мироздания, в большинствеслучаев имел место дуализм материи и безличного бога. Одновременно шел процесс слияния этих понятийпутем персонификации материальных образов. Все материальные объекты и процессыперсонифицировались и им придавались Божественные (в основном антропоморфные) атрибуты.
Однако умозрительные наблюдения древних мыслителей не ограничивалось только указанными вышерезультатами. Некоторые люди, отвечали на все интересующие греческих или индийских философов вопросыс других позиций. Ярким примером этого является описанная в Коране история размышлений пророкаИбрахима, который путем умозрительных заключений пришел к идее существования единого Бога-Творца. Обэтом в частности упоминается в следующих аятах Корана: «И когда его (Ибрахима) покрала ночь, он увиделзвезду и сказал: «Это Господь мой!». Когда же она закатилась, он сказал: «Не люблю я закатывающихся». Когда он (Ибрахим) увидел месяц восходящим, он сказал: «Это Господь мой!» Когда уже тот зашел, он сказал:«Если Господь мой меня не поведет на прямой путь, я буду из людей заблудившихся. Когда же он увиделсолнце восходящим, то сказал: «Это Господь мой, он больший!». Когда же оно зашло, он сказал: «О народмой! Я не причастен к тому, что вы придаете Ему в сотоварищи. Я обратил лицо свое к тому, кто сотворилнебеса и землю, поклоняясь Ему чисто и я не из многобожников» (6: 76-79).
Как видно из этого аята, характерной отличительной чертой размышлений Ибрахима являлось тообстоятельство, что он исходил из необходимости властной и всемогущей сущности Творца. Весь ход егорассуждений заключался в том, обладает ли властью над мирозданием тот или иной объект природы? Достойны ли материальные сущности феноменального мира того, чтобы их персонифицировали и делалибожествами? Ведь без единого цементирующего начала в мироздании невозможно его существование, невозможна гармония отношений между различными проявлениями материального бытия. Подобный ходрассуждений проходит лейтмотивом во многих сурах Корана.
Кораническая история размышлений Ибрахима сильно отличается от хода размышлений и подходов ксущности бытия мыслителей древней Греции и Индии. Ибрахим не допускает мысли о том, что материальныеобъекты могут быть первопричиной мира. Весь ход его рассуждений строится на том, что все материальноеимеет конец. Но то, что конечно не может обладать атрибутами Божественности. При этом Ибрахим задаетсявопросом о том, кто же является Создателем материального мира и, одновременно с этим, лейтмотивомпроходит и мысль о том, кто владеет мирозданием. То есть важнейшим аспектом размышлений Ибрахима былвопрос о Божественной власти. Этим самым ход его рассуждений резко контрастирует с ходом рассужденийдревних греческих и индийских мыслителей, которые не ставили проблему власти в своих рассуждениях.
Вопрос о том, кто владеет вселенной, привел Ибрахима к внутреннему озарению, осознанию им единого Бога, который владел всеми Божественными атрибутами и был конкретным личностным Творцом, а не безличнымабсолютом древних философий. Ибрахим не строил сложных философских систем, но простота его подхода квопросу о первопричине вселенной привела его к великой идее, которая позднее легла в основумонотеистического мировоззрения всего человечества. Именно этому мировоззрению было суждено пережитьвсе умозрительные наблюдения и теории древних философов и стать достоянием самых широких массмногих народов мира.
Необходимо отметить, что согласно исламским первоисточникам, осознание существования Аллаха и знанияо нем приходили к человечеству не только путем умозрительных заключений и размышлений над сущностьюмироздания. Творец в различные времена посылал к различным народам мира Своих посланников(пророков), которые проповедовали идеи единобожия и приносили различным обществам более конкретныезнания об Аллахе и Его атрибутах. Пророкам Бог посылал эти сведения путем откровений (вахй).
Ортодоксальная мусульманская доктрина называет первым пророком человечества Адама, а последнимМухаммада. Общее же количество Божьих посланников было довольно значительным, но в Кораненазываются имена только 25 пророков. Ими являются Адам, Идрис, Нух, Худ, Салих, Лут, Ибрахим, Исмаил, Исхак, Йакуб, Йусуф, Шуайб, Муса, Харун, Давуд, Сулейман, Аййуб, Зулькифл, Йусуф, Ильяс, Аль-Йаса, Закария, Йахйа, Иса, Мухаммад. Относительно пророчества Узайра, Локмана и Зулькарнайна, имена которыхтакже называются в Коране, однозначных утверждений в среде мусульманских ученых нет.
Божьи посланники не были наделены даром знания сокровенного. Однако им было дано Откровение отАллаха. Ошибка в передаче ими Божественного руководства исключена. Но они могли ошибаться в случаесамостоятельного принятия решения, не санкционированного Божественным откровением. Но в этом случаеАллах поправлял их ошибки.
В соответствии с аятом Корана: "Не различаем мы между кем бы то ни было из Его посланников" (2: 285), мусульманам предписывается не ставить различий между Божьими посланниками. Однако миссии пророковбыли различными. Все они были отправлены к своим народам, и только последний пророк Мухаммадвыступил с миссией ко всему человечеству и принес последнее Божественное руководство - Коран. В связи сэтим ему отводится особое место в исламской религии, которая имеет мировой статус.
Именно в пророческих Откровениях имеются все сведения о личностных качествах и атрибутах Аллаха.
Сущность, атрибуты и имена Аллаха
Бытие Аллаха непостижимо для человеческого разума. В отличие от сотворенной Им природы, Он сам несотворен никем. Его бытие происходит из Него самого, и не существует ничего подобного Ему. Аллах создалвсе сущее бытие из ничего и привел все это в упорядоченное состояние. То есть, все мироздание и все формыбытия находятся между собой в состоянии неразрывной связи и гармонии. Он также управляет всемипроцессами и событиями в сотворенном мире. Аллах также является творцом всех форм жизни иподдерживает их жизнедеятельность. В то же время, Аллах установил для всех людей, животных, растенийопределенный срок жизни. Конечными во времени являются также все объекты неживой природы.
Все в мироздании совершается только по воле Аллаха, который способен сделать абсолютно все. Только Онобладает абсолютной волей и могуществом. Ничто не происходит без Его ведома. Аллах видит и слышитабсолютно все непостижимым для человека образом, и ничто невозможно скрыть от Его взора. Он являетсяединственным истинным Хозяином всего сущего.
Кроме Аллаха других богов не существует. По этой причине единственным объектом для служения ипоклонения является только Он. Аллах запрещает служение лжебогам. Служение Аллаху возвышаетчеловека, освобождает его от рабства и преклонения перед различными мифическими образами, силамиприроды или другими людьми. Язычество, суеверия, поклонение и страх перед сотворенными стихиями имифическими персонажами являются тягчайшими грехами перед Аллахом, которые Он не прощает. Однако вслучае искреннего раскаяния человека Аллах прощает его.
Все правоверные мусульманские улемы единогласны в том, что все попытки постижения сущности Аллахачеловеческим разумом или чувствами не могут привести к положительным результатам и являютсязапретными (харам). То есть, человеку не дано постигнуть Творца, так как ничто не является подобным Ему(Коран, 112: 1-5). Человек может постигнуть своими органами чувств только осязаемые предметыматериального мира, а его разум способен анализировать только доступные ему феномены окружающегобытия. Но ничем подобным Аллах не является и сотворенный Им мир не является Его частицей. Поэтомупостигнуть Аллаха невозможно. Человек должен только уверовать в то, что Аллах сам открыл о себе вСвященных писаниях, которые приносили человечеству Его посланники (пророки).
Как уже говорилось выше, существование Аллаха не противоречит доводам разума. Но в то же время вКоране и хадисах имеются указания на некоторые личностные и атрибутивные качества и свойства Аллаха. Примером таких аятов из Корана являются нижеследующие:
- «...a зeмля вcя в Егo pyкe в дeнь вocкpeceния, и нeбeca cкpyчeны Егo дecницeй» (39: 67);
- «И cкaзaли иyдeи: "Pyкa Aллaxa пpивязaнa!" У ниx pyки cвязaны, и пpoкляты oни зa тo, чтo гoвopили. Heт!Pyки y Heгo pacпpocтepты: pacxoдyeт Oн, кaк жeлaeт. И кoнeчнo, y мнoгиx из ниx низвeдeннoe тeбe oт твoeгoГocпoдa тoлькo yвeличивaeт зaблyждeниe и нeвepиe» (5: 69);
- «O Иблиc, чтo yдepжaлo тeбя oт пoклoнeния тoмy, чтo Я coздaл Cвoими pyкaми?» (38: 75);
- «...чтoбы плылa oнa нa Haшиx глaзax в вoздaяниe тoмy, кoгo oтвepгли» (54: 14);
- «Извинитe и oтвepнитecь, пoкa пpидeт Aллax co Cвoим пoвeлeниeм. Пoиcтинe, Aллax мoщeн нaд кaждoйвeщью!» (2: 109);
- «He oтгoняй тex, кoтopыe взывaют к Гocпoдy иx yтpoм и вeчepoм, cтpeмяcь к ликy Егo!» (6: 52)
- «И пpoчитaй тo из книги Гocпoдa твoeгo, чтo oткpытo тeбe; нeт мeняющeгo Егo cлoвa, и никoгдa ты нeнaйдeшь пoмимo Heгo зaщиты. (18: 27).
Все эти моменты являются лишь общим описанием Божественных качеств, применительно к человеческимпонятиям. Поэтому эти места из исламских первоисточников нельзя понимать буквально. Большинствомусульманских улемов считали эти указания недоступными разумению и были уверены, что в нихзаключаются аллегории. Поэтому, на основании таких аятов, матуридиты и ашариты считали, что Аллахобладает извечными атрибутами, которые разделяются на личностные (Сифат аз-Затия), и связанные с Егопроявлениями в сотворенном Им мире (Сифат ас-Субутия). Другие (салафиты) считали, что нельзя дляобъяснения этих аятов вводить иносказания, но необходимо принять их как есть, не вникая в их суть. То есть, по их мнению, Бог имеет руки и лик, но они не являются подобием человеческих, а Его гнев или способностьговорить, также не являются аналогичными человеческим, а присущи только Ему непостижимым разумуобразом.
В исламской традиции также существует понятие атрибутивных имен Аллаха. Все эти имена выражаюткачества Аллаха, которыми Он выражает свое присутствие в сотворенном мире. То есть, несмотря намножественность имен Аллаха, все они принадлежат только Ему. Их нельзя уподоблять качествам творений. Известен следующий хадис пророка Мухаммада, который содержится в сборниках Бухари и Муслима: «УАллаха девяносто девять имен, сто без одного. Тот, кто станет перечислять их - войдет в Рай». Но число именАллаха не ограничивается девяносто девятью, потому что у Аллаха есть имена, не упомянутые в Коране иСунне. Ахмад ибн Ханбаль, и другие улемы, в своих сборниках приводят хадис, в котором пророк обращался смольбой: «О, Аллах! Обращаюсь к Тебе каждым из Твоих имен, которыми Ты нарек Себя, или которые Тыниспослал в Своей Книге, или которыми Ты открыл Себя кому-либо из Своих творений, или которые ведомытолько Тебе...».
Например, именами Аллаха являются упомянутые в Коране Ар-Рабб (Господь), Ар-Рахман (Милостивый), Ар-Рахим (Милосердный), Аль-Хайй (Живой), Аль-Ахад (Единый) и т.д. (Подробнее см. Асма аль-Хусна).
Относительно проблемы сущности и атрибутов Аллаха см. также Матуридизм, Ашаризм, Мутазилизм, Салафизм.
(Источник: «Исламский энциклопедический словарь» А. Али-заде, Ансар, 2007 г.)