Найти в Дзене

Вор у вора удачу угнал — отзыв о спектакле «Игроки»

В трактир одного из провинциальных городов Российской Империи приезжает профессиональный шулер по фамилии Ихарев (Владимир Дербенцев). Совсем недавно он сорвал большой куш и не планирует останавливаться на достигнутом. Однако мошенник ещё не знает, какие неприятности его ждут впереди, ведь в это же время в забегаловке остановились трое ловких молодых людей…

С этой простенькой завязки начинается сюжет комедии Николая Гоголя «Игроки». И она же служит основой для одноименного спектакля «Глобуса». Основой — потому, что работа молодежного театра выходит за рамки банальной постановки классики. Она — музыкально-визуальная импровизация незавершенной пьесы. Джазовая. Шумная. Неординарная.

И в этом есть определенный смысл. Давайте честно: если откинуть пиетет перед наследием великого писателя, то станет очевидно, что «Игроки» — это не то произведение, которое нужно возносить до небес. Незавершенность комедии чувствуется во всём. У неё есть ироничная завязка, но развитие событий стандартно. Имеется набор персонажей, но они не выходят за рамки типажей. Диалоги героев (в сравнении с тем же «Ревизором») не запоминаются. Эту пьесу можно сравнить с просёлочной дорогой: у неё в наличии направление, но асфальт положить забыли.

-2

Так вот, инсценировка «Глобуса» — история принципиально иная. И, пусть герои говорят, как по писанному, это ничего (в сущности) не значит. Главное в спектакле — это его визуальный и музыкальный ряд. Джазовая музыка, дым, художественный свет, карты на полу — детали работают на атмосферу.

И работают просто превосходно. Наблюдая за действием «Игроков», волей-неволей замечаешь, что сюжет отходит на второй план. Интересно именно что смотреть. Сценография постановки нарочито бедная. Стол, стулья, дверь, окно, сундук — но этого вполне достаточно для того, чтобы создать завораживающую картинку. Впрочем, не всё так однозначно. Например, по ходу действия на одной из стен появляется силуэт Аделаиды Ивановны — колоды карт, которая в постановке бывшего главного режиссера театра Александра Галибина из предмета превратилась в живую, обольстительную красотку.

-3

Сцены с её участием визуализируют игру. Аделаида (Алина Юсупова) буквально нападает на «будущего гусара» Александра (Денис Васьков). Она же ведет диалог с получившим вексель на 200 тысяч Ихаревым. Отличная находка для классической истории.

-4

В эту же копилку — нарочито «театральное» поведение всех без исключения героев. Они кричат, эмоционируют сверх меры, топают ногами, переигрывают. На малой сцене это слишком ощутимо. Просто через край. Но вот ведь парадокс — этот ход работает. Он усиливает атмосферу творящегося вокруг фарса. И, когда в финале главный герой рассуждает о плутовстве, понимаешь, что в конечном счете обыграли не Ихарева, а зрителя. Он-то думал, что пришёл на классику, а получил в итоге визуально-музыкальную импровизацию, следующую, впрочем, тексту и фабуле первоисточника. И это прекрасно.

-5

«Игроки» — это спектакль-долгожитель (первый показ состоялся аж в 2001 году) и отличный пример того, как можно из откровенно среднего сюжета сделать маленький шедевр. Чрезвычайно стильный и (что немаловажно) атмосферный. Купить билеты на постановку стоит хотя бы из-за визуального стиля — проверьте, вы не будете разочарованы (фотографии в подтверждение).

Подробный фотоотчет со спектакля и другие материалы о театрах Новосибирска ищите на официальной странице проекта в социальной сети «ВКонтакте».