А вы знаете, что каждый восьмой литр бензина, каждый седьмой литр авиационного керосина и каждый 12-й литр дизельного топлива в стране производится в Омске? За это отвечает Омский нефтеперерабатывающий завод - один из самых мощных и технологичных НПЗ в стране. За всю свою историю завод переработал более 1 млрд тонн нефти, предприятие занимает ведущие позиции в отрасли по глубине переработки (на данный момент этот показатель составляет 91,7%, а средняя цифра по отрасли - 75%) и выходу светлых нефтепродуктов (это один из основных показателей эффективности нефтепереработки - 71,8%). Но останавливаться на достигнутом руководство НПЗ не собирается, работает над повышением и технологичности, и экологичности предприятия. Сейчас сами всё увидите.
Решение о создании в Омске нефтеперерабатывающего завода было принято в 1949 году, место выбирали такое, чтобы враг не добрался, если вдруг снова война. Предприятие должно было обеспечить горюче-смазочными материалами регионы Западной Сибири и Урала, а также других территорий страны. Строительство НПЗ велось почти 5 лет, а в возведении первых производственных установок участвовало свыше 20 тысяч рабочих. 5 сентября 1955 года была запущена печь первой атмосферно-вакуумной установки Омского НПЗ. Эта дата теперь считается официальным днём рождения завода.
Первоначально нефть на новое предприятие поставлялась железнодорожным транспортом из Башкирии. Первая тонна продукции - дизельного топлива - была отгружена 18 сентября 1955 года. За первый год завод переработал 280 тыс. тонн нефти, а ассортимент нефтепродуктов был расширен до 4 наименований. В 1958 году на Омском НПЗ освоили выпуск смазочных материалов, в 1959-м с запуском первой установки каталитического крекинга - одного из основных промышленных процессов углубления переработки нефти - началось производство бензина из керосино-газойлевых фракций и вакуум-газойлей.
По мере освоения месторождений Тюменской области, Омский НПЗ получает новый стимул для роста и процветания. Так, на заводе были запущены новые технологические установки - селективной очистки масел, деасфальтизации масел, депарафинизации, а также электрообессоливающая установка ЭЛОУ-7. Благодаря этому уже в 1965 году предприятие переработало 11,2 млн тонн нефти, а ассортимент выпускаемой продукции расширился до 40 наименований. С вводом трубопровода «Усть-Балык - Омск» в 1967 году отпала необходимость возить нефть на баржах по Оби и Иртышу.
Дальше больше. В 70-е завод осваивает технологию производства кокса, топлива для речных и морских судов, литиевых смазок, высокооктанового бензина, а также смазочных материалов, пригодных для эксплуатации в условиях Крайнего Севера. В итоге он становится крупнейшим нефтеперерабатывающим заводом страны. Например, в 1978 году он переработал 29 млн тонн сырья.
В 1983 году на Омском НПЗ введён в эксплуатацию комплекс ароматических углеводородов, на котором получены первые отечественные бензол, ортоксилол и параксилол, используемые в нефтехимии. В 1994 году завершено строительство комплекса глубокой переработки мазута, на котором вырабатываются компоненты бензина, дизельного и котельного топлив, гудрона. А в 1996 году на предприятии освоена технология прокалки цеолита, позволившая создать первый отечественный микросферический цеолитсодержащий катализатор крекинга. Да и сейчас Омский НПЗ - единственный нефтеперерабатывающий завод в России, выпускающий катализаторы.
Сегодня Омский НПЗ (до 1993 ПО «Омскнефтеоргсинтез») входит в состав «Газпром нефти» (с 2006 года) и выпускает широкий спектр нефтепродуктов - более 50 наименований. Прежде всего, это бензин и дизельное топливо высокого экологического класса Евро-5, авиационный керосин, судовое топливо, сжиженный газ, битум, ароматические углеводороды и сырье для техуглерода.
Установленная мощность завода составляет 22,23 млн тонн нефти в год, при этом ежегодно он перерабатывает порядка 20 млн тонн нефти в год, например, в прошлом году - 19,58 млн тонн нефти. Ежегодно завод производит 6,2 млн тонн дизельного топлива, 4,8 млн тонн высокооктанового бензина, 1,6 млн тонн судового топлива и 1,6 млн тонн авиационного керосина.
Кстати, свою миллиардную тонну нефти завод переработал 29 мая 2011 года - Омский НПЗ стал первым предприятием в нашей стране, достигшим такого показателя.
6. Здание заводоуправления 1955 года постройки. Какая красота, мне уже здесь всё нравится.
Важно отметить, что с 2008 года на заводе идёт крупномасштабная модернизация, благодаря которой Омский НПЗ повысит глубину переработки до 97%, а выпуск светлых нефтепродуктов - до 80%. Акционеры на эту историю денег не жалеют - более 300 млрд рублей вложат в перевооружение завода. По сути, на выходе мы получим новое предприятие.
Хоть и сейчас на Омском НПЗ внедрены новейшие экологические технологии мирового уровня и это один из самых чистых НПЗ страны, особое внимание в рамках масштабной модернизации уделяется экологии. При росте переработки на треть удалось снизить воздействие производства на окружающую среду на 36%, а к 2020 году этот показатель снизится ещё на 28%.
7. Модернизация проходит поэтапно, согласно выбранной стратегии.
В рамках первого этапа (2008-2015гг.) были построены несколько технологических комплексов, крупнейшие из которых «Изомалк-2», комплекс гидроочистки бензинов каталитического крекинга и дизельного топлива. Также проведена реконструкция нескольких технологических объектов, в том числе комплекса глубокой переработки мазута КТ-1/1. Всё это как раз и позволило Омскому НПЗ полностью перейти на выпуск моторных топлив Евро-5. Второй этап масштабной модернизации ОНПЗ, рассчитанный до 2020 года, идёт не меньшими темпами.
8. Чтобы по полной насладиться промкрасотой завода, мы забрались на 50-метровую установку изомеризации легких бензиновых фракций «Изомалк-2».
Комплекс производительностью 800 тыс. тонн в год является самым крупным в Европе. Он возведён по российским разработкам нашими компаниями в очень сжатые сроки - всего за 20 месяцев. Установка была введена в эксплуатацию в 2010 году, команду к ее запуску в режиме телемоста дал Владимир Путин.
Благодаря «Изомалку» завод получил бензины высшего экологического класса, кроме того увеличился и объем выпуска высокооктановых бензинов. Это стало стратегическим моментом в развитии предприятия.
9. С высоты открывается вид на округу. Вот, например, по соседству одна из омских ТЭЦ.
То, что Омский НПЗ очень большой, у меня никаких иллюзий не было, как говорится, не первый раз замужем, в последнее время я практически живу на заводах, да и на нефтеперерабатывающих предприятиях уже был. Поэтому искал здесь другие фишки и поводы для восхищения. И знаете, нашел!
Лично у меня практически сразу же сложилось впечатление, что это не завод, а большая стройплощадка. То тут, то там работает техника, подготавливается территория, возводятся новые объекты, всё, как я люблю. И это притом, что предприятие работает как часы. Высший пилотаж, молодцы!
А так Омский НПЗ занимает площадь 1 290 гектаров, это примерно 1 800 футбольных полей. Суммарная протяженность трубопроводов на предприятии - более 7 тысяч километров. Это больше, чем расстояние от Омска до Токио. По территории завода проложено 160 километров автомобильных дорог. Высота самых высоких ректификационных колонн составляет 102 метра, что сопоставимо с высотой 35-этажного дома. Нефть для переработки хранится в резервуарах, некоторые из них объемом 50 тысяч кубометров. Вот и получается, самые большие резервуары в Омской области тоже здесь.
11. Вот строится комплекс первичной переработки нефти ЭЛОУ-АВТ (электрообессоливающая установка атмосферно-вакуумной трубчатки). Его планируют ввести в эксплуатацию уже в следующем году, а строить начали в 2016-м.
Ага, знакомые всё лица, вот мы и встретились. Данная колонна в составе комплекса ЭЛОУ-АВТ предназначена для вакуумной разгонки мазута с получением вакуумного газойля, вакуумного остатка - из предварительно подготовленной нефти.
Как её отправляли из Волгодонска с завода «Атомэнергомаш» 27 июля 2017 года можно посмотреть здесь, мне повезло всё это увидеть своими глазами
Эта вакуумная красавица имеет следующие размеры: длина - более 52 метров (так, для примера, высота девятиэтажного дома обычно 27-30 м), диаметр - 11 метров, вес - 518 тонн (примерно столько весит с грузом самый большой самосвал в мире - БелАЗ-75710 или почти два Airbus A380 (крупнейший пассажирский самолёт в мире). Чтобы доставить крупногабаритную колонну из одной части страны в другую, был разработан специальный водный маршрут через Северный морской путь, Обь и Иртыш.
Представляете, после ввода данного комплекса в эксплуатацию, из технологической цепочки Омского НПЗ будут выведены сразу семь установок первичной переработки нефти прошлого поколения. А ещё данный проект позволит создать стабильную сырьевую базу для увеличения глубины и объемов переработки нефти, а также повысит энергоэффективность всего предприятия. Мощность комплекса составит 8,4 млн тонн нефти в год.
Немного отъехали - и здесь работа кипит.
Из важных строящихся объектов я бы хотел назвать комплекс глубокой переработки нефти, который включает в себя комплекс гидрокрекинга, установки производства водорода и серы. Их ввод в эксплуатацию запланирован на 2020 год.
Также в активной фазе идут работы на установке замедленного коксования. Она предназначена для переработки тяжелого нефтяного сырья, преимущественно гудрона. Установка Омского НПЗ станет одним из самых крупных объектов такого типа в России - мощность по сырью составит 2 млн тонн в год.
Стоит упомянуть и строительство уникального комплекса очистных сооружений «Биосфера». Проектом предусмотрена многоступенчатая очистка промышленных стоков. С их вводом предприятие до 99,9% повысит эффективность водоочистки. За счет замкнутого цикла 70% очищенной воды будет возвращаться в производство, а объемы использования речной воды снизятся в два раза.
17. Ну, едем дальше. А это что за чудо-дверь, которая совсем забила на диету?
Оказывается, за ней мозговой центр завода - объединенная операторная. Все стены здания монолитные, их толщина 1,5 метра. В помещении уровень давления выше, чем снаружи. Это сделано для того чтобы, в случае разгерметизации оборудования, вредоносные газы не попали внутрь.
18. В операторной собрано управление главными установками предприятия. Симбиоз видеокамер, мониторов и самого передового оборудования, позволяет следить практически за всем, что происходит на заводе в текущий момент. Поэтому и работает тут элита предприятия. А я для себя очередной плюсик поставил: с цифровизацией завод, как я понял, на одной волне.
Одна из установок, работу которой специалисты контролируют из объединенной операторной - АТ-9. Комплекс, необходимый для подготовки сырой нефти к последующим этапам переработки (здесь удаляют соли, воду и механические примеси), модернизация тоже не обошла стороной. Установка была введена в эксплуатацию в 2015 году после глобальной реконструкции. По сути, от прежней остался только корпус печи, все остальное оборудование абсолютно новое. Сейчас её мощность - 5,1 млн тонн нефти в год. Переход на современные технологии повысил производительность установки - отбор светлых фракций увеличен c 90-95% до 97-98%.
А вот и нагревательная печь установки АТ-9. Именно здесь поступившая на завод нефть нагревается до более 300 градусов по Цельсию, прежде, чем отправиться в переработку.
Многие из вас, проезжая подобные заводы, наверняка видели горящие факелы, которые утилизируют технологические газы. Так всё, это уже несовременно. Смотрите, какая у Омского НПЗ закрытая факельная установка. Лично я вижу подобную впервые. Нет ни дыма, ни пламени, я уж молчу про запах и посторонний шум - красота. При этом факел прост и надежен в эксплуатации. Высота составляет 52 метра, диаметр зоны горения - 19 метров, а мощность - около 260 тонн газа в час.
Внутри ствола находится 665 горелок, которые полностью сжигают избыточный газ, появляющийся при переключениях, выводе в ремонт и профилактике производственных мощностей.
Еще хочу показать вам установку гидроочистки бензинов и дизельного топлива каталитического крекинга. Её запустили в 2012 году.
Установка нужна для уменьшения содержания серы в бензине каталитического крекинга при минимальном снижении октанового числа. Для этого топливо под воздействием водорода нагревается и проходит через слой катализаторов.
24. Вся блестит – заглядеться можно.
Именно здесь происходит финальная очистка топлива до уровня соответствия стандартам Евро-5.
За одно посещение, конечно, такой завод полностью не осмотреть, но главный вывод я для себя сделал - предприятие активно развивается. Всего на Омском НПЗ работает около 3 000 человек. Для такого гиганта, не так и много. Это как раз ещё один показатель эффективности работы завода.
Большое спасибо всей пресс-службе АО «Газпромнефть-ОНПЗ» за организацию столь спонтанного визита! Лично по мне - это уровень, когда всего за несколько часов удалось всё согласовать и всё-таки принять меня у себя на производстве, причём в субботу. Я это запомню :).
Ваш Промблогер №1 Игорь (ZAVODFOTO)! Подписывайтесь на мой канал, я Вам ещё много чего интересного покажу: https://zen.yandex.ru/zavodfoto
Р. S. Уважаемые собственники и акционеры, представители пресс-служб компаний, отделы маркетинга и другие заинтересованные лица, если на Вашем предприятие есть, что показать - "Как это делается и почему именно так!", мы всегда рады принять участие. Не стесняйтесь, пишите нам сами akciirosta@yandex.ru и расскажите о себе, пригласив нас к ВАМ в гости. Берите пример с лидеров!
Я уже лично посетил около 400 предприятий, а вот и мои репортажи оттуда. Только вопрос, почему до сих пор нет вас в этом списке?
Почему наша промышленность самая лучшая в мире: http://zavodfoto.livejournal.com/4701859.html
Я всегда рад новым друзьям, добавляйтесь и читайте меня в:
LiveJournal / Instagram / Facebook / ВК / Одноклассники / twitter / Golos.io / Telegram / Яндекс.Дзен /