Горячая и бурная весна
Коротенькое лето предвещает.
У. Шекспир, «Ричард III»
В последнее время очень многие сравнивают ситуацию в стране с тем, что происходило в конце 80-х годов. В этой же стране, но носившей тогда другое название.
Примеров схожестей уйма.
СССР вступил в решительную конфронтацию с Западом, и, как и тогда не рассчитал своих сил в гонке вооружений.
Советский Союз получил свою затянувшуюся маленькую победоносную войну в Афганистане, сейчас на его роль пророчат Сирию.
Вместо нестабильной Польши получили другого проблемного соседа (границы-то сузились) – Украину.
Провели свою Олимпиаду, и даже сверх того – чемпионат мира по футболу.
Опять же газом и нефтью всю Европу снабжаем, а они нам козни за это пакостят.
И «Боинг»-то сбитый непонятно кем есть, только тогда был южнокорейский, а сейчас малазийский.
Аналогию КПСС найти не трудно. Это партия власти, «Единая Россия». Тогда она стремительно теряла популярность из-за дефицита и неумеренных номенклатурных привилегий – это они по тем временам были неумеренными, сейчас покажутся весьма скромными, а их нынешние преемники, многие из которых состояли в той партии, - из-за позиции по пенсионной реформе, коррупции и теперь точно уж неумеренных привилегий.
Тут ещё у «единороссов» и партийный платформы появились, словно в КПСС врёмен заката.
Особенно грешат аналогиями те, чья юность пришлась на времена Застоя и Перестройки. Например, Максим Калашников. Тут ещё и цитатку из Маркса можно привести о том, что все события в истории повторяются дважды – один раз в виде трагедии, другой – в виде фарса. Величайшей геополитической катастрофой мы помним, что называл нынешний президент. Теперь время якобы для фарса.
«Навальный должен стать частью этого ребрендинга властной вертикали. Кремлю надо с ним договариваться, сделать его частью изменений, дать ему 7-10 %. В противном случае, рано или поздно он сам возьмёт свои протестные голоса, но это уже будет 90 %, переплюнув рейтинг Владимира Путина», - осторожно увещевает блогер А. Горный из Крыма на «Эхе Москвы», словно тридцать лет назад.
Мол, Навальный – это современный Ельцин. Ельцин 2.0, если продолжать проводить аналогии.
Только вот Навальный – это совершенно не Ельцин. Ельцин был, при всей его оппозиционности, свой, номенклатурный. А Навальный, хоть и игрушка политтехнологов одной из Кремлёвских башен, но, всё же, чужеродный элемент.
Есть, конечно, и возможный другой претендент на роль Ельцина 2.0. Бывший прокурор Крыма Наталья Поклонская, но пока моё предположение не более, чем предположение.
Это уже первый показатель того, что любые исторические аналогии грешат неполнотой и упрощением.
Второй – власть переживала несколько раз кризисы, подобные современному. В 2005 году на протесты против монетизации льгот выходило гораздо больше людей, и настроены они были агрессивнее нынешних протестантов. В 2011 году казалось, что вот-вот и Колосс на глиняных ногах посреди Красной площади рухнет.
А между этими событиями была и Манежная площадь в 2010 году, и Кондопога в 2006-м, и много ещё чего. И что? Власть вышла из всех этих конфликтов с такими же упитанными щеками и розовым цветом лица.
Изменения в настоящее время происходят быстро, и протестная активность нарастает мгновенно. И столь же мгновенно пропадает, а нанесённые обиды забываются. От любви до ненависти, как говорится, и наоборот.
А процесс гниения и разложения, который несомненно идёт в нашем Датском королевстве, может продолжаться ещё ни одно десятилетие. Тем более, что страной с таким хаотическим состоянием управлять намного легче (хаократия), чем заниматься структурированием и упорядочиванием беспорядка. И неизвестно закончится он новым витком развития для страны. Беловежская Россия же никуда не развивается, в отличие закалившегося в революции Советского Союза.
Так что, рано радоваться. Как и пророчествовать о скором крахе.