Найти тему
ЦРИ "Пифагорка"

Сила воли глазами ученых

Как развить самоконтроль и на что стоит обратить внимание.

Сила воли часто становится предметом споров. Можно ли развить это качество или необходимо родиться волевым человеком? Ученые и психологи считают, что отношение к понятию сильно искажено, а подход к изучению этой темы крайне упрощен. Например, заставлять ребенка заниматься музыкой — это не формирование силы воли, а подавление. Совсем другое дело — приобретение полезных привычек, которые продемонстрируют свою работоспособность в любом случае.

Сила воли — мышца, которую нужно тренировать?

Американский психиатр Карл Эрик Фишер уверен, что самоконтроль не поддается постоянным тренировкам, а силу воли невозможно заставить работать с помощью мотивационных цитат или новой жизни с понедельника. Также он считает, что в научных исследованиях много пробелов: «Очень сложно рассуждать, есть у кого-то сила воли или нет. Необходимо брать в расчет стресс, ментальные проблемы, уникальные особенности — это не учитывает ни одно серьезное исследование».

Самоконтроль — не мышца, его невозможно натренировать. По мнению психиатра, мотивационные книги и методики по развитию силы воли способны нанести вред человеку, потому что питают его ложными ожиданиями. Единственным выходом из ситуации Карл Эрик Фишер видит в смещении акцентов с проблемы.

Он провел исследование, в ходе которого постоянно напоминал группе пациентов, что у них имеются сложности с самоконтролем и дисциплиной. Пытаясь справиться со своими характерными слабостями, пациенты еще больше усугубляли проблемные области. Другая группа, которая боролась исключительно с конкретными минусами и действовала с полной уверенностью, что с силой воли все в порядке, смогла успешнее справиться с заданием.

Другими словами, психиатр уверен, что пока для людей является преградой мифические трудности с самодисциплиной, объективные цели и задачи остаются неподвластными.

Деликатный подход к силе воли

Ирина Якутенко — научный журналист и автор книги «Воля и самоконтроль» изучила тему дисциплины с разных сторон. Собрав свежие научные данные, она поняла, почему одним людям свойственно проявлять чудеса выдержки, а другим — постоянно испытывать угрызения совести из-за того, что все снова пошло не по плану.

По мнению Ирины Якутенко, на силу воли оказывают большое влияние нейромедиаторы — особые вещества, которые регулируют работу головного мозга. Согласно выводам журналиста, полностью приручить самоконтроль невозможно, но имеет смысл обратить внимание на некоторые особенности, которые помогают развиваться в этом направлении.

Циркадные ритмы — главное. Необходимо понять, в какое время человеку комфортно выполнять конкретное задание. Если делать уроки ребенку лучше в первой половине дня, то необходимо создать для этого все условия. Также надо с должным вниманием отнестись к противоположному варианту — некоторые школьники предпочитают несколько часов отдохнуть и только после этого взяться за домашнее задание. Если это действительно идет на пользу, то, вероятнее всего, ребенку так удобнее справляться с поставленной задачей.

Подъемы и спуски — это нормально. Важно спокойно относиться к тому, что даже в любимом деле будут присутствовать проблемы с самоконтролем. Если ребенок с радостью ходил на тренировки по боксу, а сегодня отказывается даже вставать с дивана — лучше отреагировать с пониманием. Необходимо давать детскому организму возможность для отдыха и расслабления.

Удовольствие — важное условие. Особенно хорошо оно работает с импульсивными и эмоциональными людьми. Получить даже символическую награду за маленькую победу — настоящая радость для ребенка и серьезный мотив двигаться дальше.

Конечная цель и маленькие отрезки — основная стратегия. Сложно достигать поставленной задачи, если финальная цель плохо сформулирована или является не настоящим желанием ребенка, а его родителей. Результат необходимо представлять во всех деталях и приближать его, разделив большую задачу на маленькие части.