Найти в Дзене
Гараж Автоклассика

Прокат авто в СССР. Он был, но недолго

Прокат автомобилей, ныне - каршеринг, в отношении советских времен кажется такой фантастикой, что трудно даже поверить в существование такого сервиса в СССР, а ведь он был. Правда, просуществовал недолго.

«Понедельник начинается в субботу», эта повесть братьев Стругацких, главный герой которой в самом начале едет на взятом в аренду автомобиле Москвич 407 - одно из немногих упоминаний о существовании каршеринга в СССР, а в знаменитой советской кинокомедии «К Черному морю» показаны и кадры поездок отдыхающих на арендованных машинах к морю. Правда, в фильме особый акцент на этом не делали, но особой популярностью каршеринг пользовался как раз у автотуристов.

-2
-3

Заметка из архивной советской газеты рассказывает о тонкостях процесса аренды машины. Просто так прийти в прокат и взять машину, показав права, например, взять нельзя было, требовалось еще отдельное разрешение…

«Если бы своя машина… Водительские права у Никифора Прокофьевича давно есть… И тут кто-то подсказал – обратись в клуб туристов, там можно получить разрешение на прокат легковой машины»

-4

Небольшая заметка в газете, по сути, была рекламой каршеринга и кое-какое представление о процессе аренды машины в СССР до наших дней она донесла. Сервис пользовался популярностью, отделения проката были открыты в крупных городах. В Москве первый каршеринг открылся в 1957 году, на автобазе №12, желающие могли взять в прокат «Победу», «Москвич» и «Волгу».

-5

Любую из этих машин советский человек мог купить себе и в личное пользование, при наличии определенной (весьма немалой) суммы денег, и совпадений ряда счастливых случаев. Но была в прокате и машина, которую советский человек себе в личное пользование не мог приобрести в принципе. Внедорожник ГАЗ-69. Этот автомобиль пользовался особой популярностью о любителей охоты, рыбалки, и прочих вылазок вдаль от дорог с твёрдым покрытием.

В 1959 году в московском каршеринге было 290 автомобилей. В основном это были «Москвичи». Тогда уже вместе с машиной в прокат можно было взять палатку, и другой туристический инвентарь.

-6

Кстати, был интересный момент. «Волгу» просто так сразу желающим не давали, для того что бы её получить надо было около 10 безаварийных поездок совершить на «Победе» или «Москвиче».

В начале 60-х услуга набирала популярность, прокат автомобилей работал в 40 крупных городах СССР, адреса прокатных контор публиковались в «Справочнике услуг бытового обслуживания населения».

-7

Стоимость каршеринга в 1962 году, которую мне удалось найти, была невелика. «Москвич 407» стоил 1 рубль 20 копеек за сутки аренды и 24 копейки стоили 10 км пробега.

Почему-то вспоминаются слова из песни Лебединского: «я в школе пил вино по рубель двадцать»…

Если машина арендовалась на срок более чем 10 дней, то суточная плата снижалась, и составляла 90 копеек.

-8

Почему же при таких сравнительно доступных ценах и высокой популярности услуги, особенно в летний период, каршеринг в СССР сошел на нет уже к концу 60-х? Причин было несколько, как экономических, так и бюрократических.

Бытует мнение, что хитрые автовладельцы брали в прокат машину, такую же какая была у них самих, ехали в гараж и меняли старые запчасти со своей на новые – с прокатной. Запчасти на машины в те времена были большим дефицитом, купить их зачастую можно было только через «связи».

Конечно, случаи такие были, куда ж без этого, но не в тех объемах, что бы погубить сервис. Дело в том, что машины, выдаваемые в прокат тоже были не новые, в основном прошедшие ремонт после эксплуатации в такси, и новых запчастей там просто не было. Машина должна была соответствовать требованиям технической эксплуатации легковых автомобилей, и она им соответствовала, не более того, к тому же многие агрегаты были опломбированы, и в случае фактов подмены запчастей нарушителя ждал немалый штраф.

-9

Основная причина в том, что сервис проката был невыгоден таксопаркам, которым партийное руководство по сути навязало предоставлять такую услугу населению. Население к машинам относилось потребительски, часто случались аварии, да и пробег машин был приличный, в общем затраты на содержание машин были существенные, а прибыль – мизерная. Дотации из бюджета для каршеринга таксопаркам не предусматривались.

В середине 60-х прошла реформа, в ходе которой каршеринг сменил собственника – от Совнархозов перешел к Минтрансу. Совнархозы - это были местные хозяйственные органы, а Минтрансу с его масштабами автопрокат вообще был не интересен из-за слишком малых масштабов деятельности и мизерных прибылей.

-10

Есть мнение, что после смещения Хрущева, (каршеринг в СССР был во многом его заслугой), началась негласная борьба с его воплощенными инициативами. Возможно, какая-то доля правды в этом и есть, но наиболее вероятно, что кончина каршеринга произошла из-за высокой аварийности, связанной с низкой культурой вождения. Люди, бравшие машину в прокат несколько раз в год, а то и раз в несколько лет, попросту не справлялись с управлением, из-за чего машинам часто требовался кузовной ремонт. Низкая культура обслуживания машин арендаторами (СТО тогда в СССР не было) тоже не продляла прокатным машинам жизни.

-11

В середине 70-х каршеринг в СССР вновь появился, но был доступен лишь для иностранцев, посещавших СССР. Упоминание о нем есть в фильме «Невероятные приключения итальянцев в России», где главная героиня как раз ездит на ВАЗ-2103 из проката.

-12

Обратите внимание на номера, именно такие были на прокатных машинах, черные цифры и маленькие буквы на белом фоне. Это было еще в эпоху «черных» номеров, до реформы 80-го года, когда фон номерных табличек стал белым.

При подготовке публикации, в качестве иллюстраций использованы фото из открытых источников, иллюстрации Комиксар’а, вырезки из архивных газет и журналов. Все фото принадлежат их авторам.

Если у вас есть что рассказать о стареньком автомобиле - пишите.
Спасибо за лайк, не забудьте подписаться на Oldtimer weekly здесь и в Телеграм
Для обратной связи - oldcarss@yandex.ua Я на Drive2.ru