Найти тему
Радио России

Бурлюк – возмутитель спокойствия в формате "Pussy Riot"

В Музее русского импрессионизма открывается монографическая выставка "Давид Бурлюк. Слово мне!" Выставка, как заявляют организаторы, раскрывает разностороннюю личность "отца русского футуризма" и рассказывает о многочисленных аспектах его творческой биографии: лирика, колориста-импрессиониста, поэта.

На выставке представлены произведения 1900-1930 годов – весь спектр творческих поисков и живописных экспериментов художника. "О времена, о нравы" видимо, эта фраза актуальна в любую эпоху. Гость эфира – директор Музея русского импрессионизма Юлия Петрова.

Давид Бурлюк – художник, не сильно известный широкой публике. При этом имя его часто встречается в связи с другими художниками эпохи – например, Ларионовым и Хлебниковым. А сам Бурлюк известен не так, как, возможно, следовало бы его знать…

-2

Давид Бурлюк был весьма плодовит как мастер в течение всей жизни. И в конце концов это сыграло злую шутку с его местом в истории: сегодня он известен в первую очередь по своим поздним американским вещам. Будем говорить откровенно: это вещи коммерческого плана, сделанные на продажу. Он не тратил на них ни время, ни души. А ведь понять этого художника невозможно, не вспомнив контекст эпохи.

Бурлюк – фигура максимально эпатажная, яркая. Будь он нашим современником, он был бы в лагере Петра Павленского или, может быть, "Pussy Riot". Он бы эпатировал и нас – так же, как он эпатировал своих современников 100 лет назад…

Самопровозглашённый отец футуризма приписывал себе открытие Владимира Маяковского: поэт, кстати, признавал, что Бурлюк его учил, показывал, что читать – и даже давал ему ежедневно 50 копеек, чтобы Маяковский писал стихи, не чувствуя голода.

Помимо того что Бурлюк был поэтом, он был ещё в определенном смысле продюсером, книгоиздателем, организатором выставок, человеком сумасшедшей энергии. И первенство в живописи он уступил, наверное, Илларионову; первенство в поэзии – может быть, Хлебникову. Но остался при них необходимой фигурой, связующей футуристическую поэзию и живопись с потребителей – с обществом, со зрителем. Без Бурлюка это всё бы не крутилось! Он «потрясающий пассионарий», выражаясь языком Гумилёва…

Беседу с Юлией Петровой о Давиде Бурлюке слушайте в записи эфира "Радио России".