Почти всем знаком великий фильм Френсиса Форда Копполы «Апокалипсис Сегодня», снятый в 1976 году на Филиппинах и ставший с тех пор культовой классикой, по праву заняв место среди списка главных картин нового Голливуда. Легендарен не только фильм, но и история его производства. Чего стоит только произошедший посреди джунглей инфаркт Мартина Шина. Или тот факт, что вертолеты для съемок приходилось арендовать у правительства Филиппин и периодически пилоты разворачивались прямо посреди дубля, улетая воевать против местных коммунистических повстанцев.
Эти съемки подарили нам, помимо самого Апокалипсиса, еще и захватывающую документалку про его создание: «Сердца тьмы: Апокалипсис кинематографиста». В неё, помимо интервью с актерами и режиссером, снятых в 1991 году, включены съемки, сделанные женой Копполы Элеонорой в 1976 на Филиппинах. Здесь не только интересные ракурсы и бекстейдж, но и откровенные интервью с режиссёром, который добрую половину съемок пребывает на грани нервного срыва. Эти кадры контрастируют со сценами уверенного, спокойного выступления Копполы в Каннах три года спустя, во время вручения фильму Золотой пальмовой ветви.
Но величие этой документалки не в интересной информации о фильме и не в погружении в немыслимые трудности съемок масштабных проектов во времена голливудской Новой Волны. Поражает до глубины души великая воля творца, которая толкает Копполу вперёд. Неточная цитата из Сердец Тьмы: "Когда Фрэнсис хочет сделать фильм, он просто начинает его делать. Остальное неважно". И остальное действительно неважно — ураганы, ломающие дорогостоящие декорации, многократное увеличение бюджетов и сроков съемки, заложенный ради финансирования собственный дом. Важна лишь эмоция, которая сидит у режиссёра внутри и неутолимое желание этой эмоцией поделиться.
Единственный на моей памяти фильм, историю создания которого смотреть не менее интересно чем саму картину.