Найти в Дзене

Эксперимент «Вселенная-25»: как рай стал адом

Идеальное общество с избытком еды, воды, с идеальными условиями для здоровой долгой жизни - это утопия или всё же возможная реальность? А может даже это наше далекое будущее? Эксперименты «Вселенная» дали ответ на этот вопрос. А дело было так…

В 1960-х гг. американский ученый-этолог Джон Кэлхун провел несколько удивительных экспериментов на грызунах. Он хотел на их примере увидеть возможное будущее для человеческого общества. Эксперименты принесли ученому известность еще при жизни, так как послевоенное общество уже поднимало вопросы перенаселения планеты.

В 1972 году Кэлхун провел свой самый известный эксперимент, заставивший целое поколение задуматься о своем будущем. В эксперименте «Вселенная-25» Кэлхун с коллегами изучал влияние плотности населения (популяции) на поведение.

"Вселенная 25" - начало

Популяцию грызунов поместили в бак размерами два на два метра и высотой полтора метра. Для мышей в лаборатории создали настоящий мышиный рай! Но не сразу. А лишь с 25-го раза. Поэтому эксперимент и называется "Вселенная 25".

Итак, в мышином баке поддерживалась комфортная для мышей температура и в изобилии постоянно была еда и вода. Даже гнезда для выведения потомства были созданы с запасом. Также бак постоянно поддерживался в чистоте и была обеспечена полная безопасность: ни хищников, ни инфекций. В общем, идеальней некуда! По крайней мере в то время.

Была исключена даже конкуренция. Корм и вода поступали таким образом, что 9500 мышей могли одновременно питаться, не испытывая никакого дискомфорта. Хотя такого количества мышей никогда в баке и не было, максимум был отмечен на уровне 2200 мышей.

А начиналось всё с четырех пар здоровых мышей. Счастливчики быстро освоились, смекнули своим мышиным мозгом, в какую мышиную сказку они попали, и кааак начать ускоренно размножаться! Число мышей удваивалось каждые 55 дней.

Но когда численность грызунов дошла до 600 особей (примерно на 315-й день эксперимента), темп роста популяции начал замедляться. Стало физически меньше места, чем было ранее. Хотя простора вполне хватало для такого количества.

Социальные явления в мышиной бочке

Ученые разделили время эксперимента на этапы, следуя такому принципу: от начала до появления первого потомсва - этап А, от появления первого потомства до замедления роста количества мышек - этап В, а когда количество мышек стало расти помедленнее - этап С.

Только на этапе С можно было наблюдать интересные социальные явления. Например, появились отвергнутые мышки, на которых часто срывались мыши-агрессоры. Отверженных видно было сразу по искусанным хвостам и следам крови на теле. Это были в основном молодые особи, которые не смогли втиснуться в мышиную иерархию. Проблема была в том, что в идеальных условиях мыши жили дольше, соответственно - стареющие мыши не освобождали места для молодых грызунов.

Униженные и сломленные

После изгнания молодые самцы в прямом смысле ломались психологически, не желали защищать своих беременных самок и исполнять любые социальные роли. Они могли проявлять агрессию на таких же изгоях, как сами, по принципу "бей того, кто слабее".

В результате пассивности самцов самки стали более нервными, так как в результате роста пассивности среди самцов они становились менее защищенными от случайных атак. В итоге самки сломанных самцов стали сами защищать свое потомство.

Со временем агрессивность самок начала проявляться к своим же детям. Часто самки убивали своих детенышей и становились агрессивными одиночками, отказавшимися от размножения. В результате рождаемость значительно упала, а смертность молодняка достигла значительных уровней.

Этап D - "красивая" фаза смерти.

Этот этап ученые отметили после того, как заметили в бочке новую категорию мышей, получившей название «красивые». Как ни странно, но "красивыми" были не самки, а самцы.

Это были единичные пассивные особи, отказавшиеся бороться за самок, не проявляющие никакого желания спариваться. «Красивые» только ели, пили, спали и часто очищали свою шкурку. Они не были изгоями, на их теле не было следов битв, шрамов или выдранной шерсти. Нарциссизм и самолюбование стали их визитной карточкой. Так со временем «красивые» самцы и самки-одиночки, отказывающиеся размножаться, стали большинством.

Спустя еще несколько десятков дней смертность молодняка составила 100%, количество беременностей составило 0. Вымирающие мыши практиковали гомосексуализм, а также необъяснимое агрессивное поведение. Не смотря на изобилие пищи, появился и быстро набрал популярности каннибализм.

На 1780-й день после начала эксперимента умер последний обитатель «мышиного рая».

Второй шанс для избранных

Д. Кэлхун с коллегами предвидели такой исход событий, поэтому успели провести ряд экспериментов во время фазы смерти. Из бака были изъяты несколько маленьких групп мышей ("красивые" и самки-одиночки) и переселены в столь же идеальные условия с едой и водой. Но пространства у них было больше, чем в бочке. Ученые рассчитывали, что получив больше простора и меньшую плотность начеления, мышки вновь начнут размножаться. Но к удивлению ученых, «красивые» и самки-одиночки свое поведение не поменяли и отказались спариваться. Они просто умерли от старости. Это была не одна группа, а несколько. И все эти "красивые" и одинокие мышки умерли, находясь в идеальных условиях.

Выводы

По окончанию эксперимента Джон Кэлхун озвучил свою теорию двух смертей.

«Первая смерть» — это смерть духа. Когда новорожденным особям не нашлось места в социальной иерархии «мышиного рая» из-за переизбытка старых мышек, то возникло открытое противостояние взрослых и молодых грызунов, увеличился уровень немотивированной агрессии. В итоге начали появляться особи, способные только к простейшим инстинктам: спать, питаться и умываться.

После наступления «первой смерти» неминуемо наступает "вторая смерть" - физическая. Это остается лишь вопрос времени. И что интересно и очень важно: если "первая смерть" одолела значительную часть популяции - то вся колония обречена на вымирание, даже в идеальных условиях.

Кстати, предыдущие 24 эксперимента с идеальным мышиным раем закончились тем же - мышки вымирали все до единой. 25-й эксперимент стал окончательным, чтобы уж наверняка.

Мышки и людишки

Естественно, Кэлхун сравнивал своих грызунов с человеком.

Природой заложен в человеке принцип жить в условиях напряжения и стресса, бороться и переживать неприятности, карабкаясь все время вверх по иерархической лестнице. Кэлхун сравнил "красивых" мышиных самцов с современными мужчинами, способными только к самым обыденным действиям, заботящимися только о поддержании своей физиологической жизни, мужчин с "умершим духом". Они уже утратили способность преодолевать и бороться за что-либо. А самое главное - они не находятся под давлением, осознанно отказываясь от любых вызовов и "сложных" целей. За "красивыми" самцами приходят равнодушные самки-одиночки. Вопрос только во времени.

Это и есть "смерть духа", неизбежно ведущая к вымиранию всей популяции.