Найти тему
Climax

Кино, которое способно нагнать жути


Осень с её серостью, быстро спускающейся с неба непролазной мокрой темнотой и шумом ветра в беспокойных осиротевших деревьях — самое время для фильмов ужасов и крепких триллеров, которые способны хорошенько пощекотать нервы. А так как новинки кинопроката качеством особо не радуют — добро пожаловать на пропахший нафталином чердак киностарья, который от этого не становится менее жутким.
Осень с её серостью, быстро спускающейся с неба непролазной мокрой темнотой и шумом ветра в беспокойных осиротевших деревьях — самое время для фильмов ужасов и крепких триллеров, которые способны хорошенько пощекотать нервы. А так как новинки кинопроката качеством особо не радуют — добро пожаловать на пропахший нафталином чердак киностарья, который от этого не становится менее жутким.

«Психо»

-2

Начинать — так с чёрно-белой классики Хичкока, ведь ни для кого не секрет, что уж он-то умел нагнать жути даже на пустом месте. И не то чтобы «Психо» был леденящим душу фильмом ужасов — скорее скользким и давящим триллером, но уже много лет ему удаётся гонять слоноподобные мурашки по спинам зрителей. Что ж, в него вложились истинные мастера своего дела, изящно разыгравшие лаконичную историю о необъяснимости такого рода зла, с которого даже спросить в конечном счёте нечего.

«Изгоняющий дьявола»

-3

Повальная мода на экзорцизм в кино, которая одномоментно убьёт его и прикопает, ещё в далёком будущем; а пока начало семидесятых, и Уильям Фридкин выпускает на экраны кинотеатров своего «Экзорциста», которому суждено стать легендой. В кинотеатры выстраиваются очереди, выходящие из зала же больше напоминали людей в трансе. Ходили россказни об обмороках и нервных срывах на сеансах, кто-то рыдал, кто-то просто пребывал в тихом неспокойном молчании. На современного зрителя приёмы, используемые в «Изгоняющем дьявола», скорее всего не произведут сильного впечатления, но что может произвести — так это серьёзность, с которой Фридкин и его команда подошли к проекту. Для них это не просто фильм ужасов, главная цель которого  пугать, но тяжёлая и по-человечески страшная история захваченного злом ребёнка, взрослые вокруг которого сами беспомощны и безоружны, как дети.

«А теперь не смотри»

-4

Самая странная в этом списке картина. Зудящая, беспокойная, навязчивая, как слепень. Мотив чувства вины родителей, потерявших любимую дочь, здесь тесно переплетён с мучительными предчувствиями главного героя, совершенно мистическими встречами в каменных коридорах злобной до кровожадности Венеции, оккультизмом и вязкой тревогой, которую запросто можно есть ложкой во время просмотра. Страшно вряд ли будет, но неуютно, жутко и беспредельно нервно – скорее всего. «А теперь не смотри» тоже из плеяды мистических триллеров  70-х, но выглядит намного более утончённо, потому и смотреть его довольно непросто. Кстати, в основе  классическое произведение Дафны дю Морье.

«Шоссе в никуда»

-5

Один из самых завораживающих фильмов Дэвида Линча обладает до дрожи пробирающим первым актом, про супругов, которым начинают присылать кассеты с видеозаписями их сна в собственной спальне. Это действо может не просто напугать, но довести до настоящего животного ужаса на грани истерики. А пока зритель трясётся, догрызая остаток ногтя на мизинце левой ноги, кино спокойно перетечёт в стильный триллер, с роковыми красотками, мистическими загадками, эротическими зарисовками при свете фар и саундтреком от Rammstein. Всё как любит мэтр, всё, за что мы любим его. Ключ ко всем фильмам Линча (не обязательно синий, кстати)  осязаемость ощущений, который он создаёт кинообразами. Пугает не то, что изображено на экране, а то, что вы, глядя на это, испытываете. И никаких скримеров.

«Ведьма из Блэр: Курсовая с того света»

-6

Мокьюментари тоже когда-то были в новинку и пугали похлеще, чем все «Паронормальные явления» вместе взятые. Хотя, ради справедливости, нужно вспомнить монументальную рекламную кампанию, которая сопровождала фильм «Ведьма из Блэр»: всех исполнителей главных ролей под именами героев картины внесли в списки пропавших без вести, а само кино объявили смонтированным из настоящей плёнки, якобы найденной в лесу во время поисков исчезнувшей съёмочной группы студентов. Страшные истории тоже нужно уметь рассказывать  и здесь это получилось. К тому же, сам фильм удивительно точно передаёт ощущение ужаса, которое постепенно охватывает его героев, а тем, кому хоть раз доводилось заблудиться в лесу  вообще будет не до смеха. Бэкграунд фильма тоже живописный  почитайте легенду о ведьме из Блэр перед тем как смотреть фильм, эффект усилится в пару раз.

«Другие»

-7

По степени ужаса от просмотра это кино можно легко поместить в самый конец списка, если бы не одно но: в 2001 году Алехандро Аменабару удалось снять одну из самых удачных готических киноповестей про старинный особняк, в котором происходит нечто необъяснимое. Лучшее, что есть в этом фильме  даже не финальный сюжетный финт, а атмосфера беспроглядной неясности и хаотичного  беспокойства, от которой так и хочется поёжиться. Ну и, конечно, классические туманы, серое небо, тёмные коридоры, шорохи и странные звуки в соседних комнатах, а в центре  отчаянно-грустная и от этого по-особенному хрупкая Николь Кидман. Вот такая прекрасная осенняя жуть.

«Звонок»

-8

Когда-то Гор Вербински очень точно умел угадать, что нужно зрителю, и потому что бы ни снимал: яркий карибский аттракцион с шатко стоящим на ногах Деппом или тёмный осенний кошмар про кассету-убийцу с отчаянной Уоттс, — всегда попадал в яблочко. А «Звонок» в этом случае ещё и уникален тем, что претерпев американскую адаптацию, нисколько не утратил своего японского мистического очарования и вселяющего первобытный страх ужаса. Вербински заварил свой триллер настолько густо, что во время просмотра иногда от напряжения даже трудно дышать, при этом (опять!) — ни одного классического скримера!  И даже если не брать в расчет способность кино оставлять после себя нервный тик и телевизорофобию, «Звонок» — просто тонко выточенный из лучших вытяжек жанра триллер, с захватывающей историей и красивой работой камеры.

«6 демонов Эмили Роуз»

-9

Ещё один фильм про экзорцизм, с леденящим душу реальным бэком и потрясающими актёрскими работами, который смотрится не как фильм ужасов, но как страшная история из жизни, рассказанная не на шутку перепуганной соседкой за чашкой чая. «6 демонов»  однозначно художественное произведение, но настолько серьёзно, спокойно и естественно одержимость не изображали нигде. Сам по себе фильм  испытание не для слабонервных, но если любите хардкор, после просмотра не поленитесь — отыщите в Интернете аудиозаписи актов экзорцизма в отношении Аннелизы Михель, которая послужила прототипом для главной героини этого кино. После прослушивания несколько ночей без сна гарантируются.

«Женщина в чёрном»

-10

Для тех, кто привык к современному виду фильмов ужасов, вполне по вкусу должна прийтись готическая «Женщина в чёрном». Кино не лишено всех грехов жанра, но среди выходящих в последние годы бездарных хорроров выглядит наиболее адекватно и привлекательно. Его козыри: крепкая литературная основа и прекрасная старо-английская атмосфера тёмной сказки с призраком и человеческой трагедией в центре. Вполне жутко, динамично и симпатично. Для осеннего вечера  самое то.

«Ведьма»

-11

Ни на что не похожая «Ведьма», покорившая несколько лет назад Сандэнс, запоминается прежде всего своим небанальным подходом к теме, и уже потом  липкой атмосферой средневекового невежественного ужаса, который вспыхивает как керосиновая лужа в финале вполне реальным и уже современным страхом.  Про эту ленту говорили совсем недавно в связи с выстрелившей «Реинкарнацией»: проводили параллели и сравнения, но кажется, что «Ведьма» всё же несколько более цельное и изящное произведение, которое при этом не ныряет так глубоко в оккультные реки, зато больше и понятнее говорит про их влияние на людей.