«Психо»
Начинать — так с чёрно-белой классики Хичкока, ведь ни для кого не секрет, что уж он-то умел нагнать жути даже на пустом месте. И не то чтобы «Психо» был леденящим душу фильмом ужасов — скорее скользким и давящим триллером, но уже много лет ему удаётся гонять слоноподобные мурашки по спинам зрителей. Что ж, в него вложились истинные мастера своего дела, изящно разыгравшие лаконичную историю о необъяснимости такого рода зла, с которого даже спросить в конечном счёте нечего.
«Изгоняющий дьявола»
Повальная мода на экзорцизм в кино, которая одномоментно убьёт его и прикопает, ещё в далёком будущем; а пока начало семидесятых, и Уильям Фридкин выпускает на экраны кинотеатров своего «Экзорциста», которому суждено стать легендой. В кинотеатры выстраиваются очереди, выходящие из зала же больше напоминали людей в трансе. Ходили россказни об обмороках и нервных срывах на сеансах, кто-то рыдал, кто-то просто пребывал в тихом неспокойном молчании. На современного зрителя приёмы, используемые в «Изгоняющем дьявола», скорее всего не произведут сильного впечатления, но что может произвести — так это серьёзность, с которой Фридкин и его команда подошли к проекту. Для них это не просто фильм ужасов, главная цель которого — пугать, но тяжёлая и по-человечески страшная история захваченного злом ребёнка, взрослые вокруг которого сами беспомощны и безоружны, как дети.
«А теперь не смотри»
Самая странная в этом списке картина. Зудящая, беспокойная, навязчивая, как слепень. Мотив чувства вины родителей, потерявших любимую дочь, здесь тесно переплетён с мучительными предчувствиями главного героя, совершенно мистическими встречами в каменных коридорах злобной до кровожадности Венеции, оккультизмом и вязкой тревогой, которую запросто можно есть ложкой во время просмотра. Страшно вряд ли будет, но неуютно, жутко и беспредельно нервно – скорее всего. «А теперь не смотри» тоже из плеяды мистических триллеров 70-х, но выглядит намного более утончённо, потому и смотреть его довольно непросто. Кстати, в основе — классическое произведение Дафны дю Морье.
«Шоссе в никуда»
Один из самых завораживающих фильмов Дэвида Линча обладает до дрожи пробирающим первым актом, про супругов, которым начинают присылать кассеты с видеозаписями их сна в собственной спальне. Это действо может не просто напугать, но довести до настоящего животного ужаса на грани истерики. А пока зритель трясётся, догрызая остаток ногтя на мизинце левой ноги, кино спокойно перетечёт в стильный триллер, с роковыми красотками, мистическими загадками, эротическими зарисовками при свете фар и саундтреком от Rammstein. Всё как любит мэтр, всё, за что мы любим его. Ключ ко всем фильмам Линча (не обязательно синий, кстати) — осязаемость ощущений, который он создаёт кинообразами. Пугает не то, что изображено на экране, а то, что вы, глядя на это, испытываете. И никаких скримеров.
«Ведьма из Блэр: Курсовая с того света»
Мокьюментари тоже когда-то были в новинку и пугали похлеще, чем все «Паронормальные явления» вместе взятые. Хотя, ради справедливости, нужно вспомнить монументальную рекламную кампанию, которая сопровождала фильм «Ведьма из Блэр»: всех исполнителей главных ролей под именами героев картины внесли в списки пропавших без вести, а само кино объявили смонтированным из настоящей плёнки, якобы найденной в лесу во время поисков исчезнувшей съёмочной группы студентов. Страшные истории тоже нужно уметь рассказывать — и здесь это получилось. К тому же, сам фильм удивительно точно передаёт ощущение ужаса, которое постепенно охватывает его героев, а тем, кому хоть раз доводилось заблудиться в лесу — вообще будет не до смеха. Бэкграунд фильма тоже живописный — почитайте легенду о ведьме из Блэр перед тем как смотреть фильм, эффект усилится в пару раз.
«Другие»
По степени ужаса от просмотра это кино можно легко поместить в самый конец списка, если бы не одно но: в 2001 году Алехандро Аменабару удалось снять одну из самых удачных готических киноповестей про старинный особняк, в котором происходит нечто необъяснимое. Лучшее, что есть в этом фильме — даже не финальный сюжетный финт, а атмосфера беспроглядной неясности и хаотичного беспокойства, от которой так и хочется поёжиться. Ну и, конечно, классические туманы, серое небо, тёмные коридоры, шорохи и странные звуки в соседних комнатах, а в центре — отчаянно-грустная и от этого по-особенному хрупкая Николь Кидман. Вот такая прекрасная осенняя жуть.
«Звонок»
Когда-то Гор Вербински очень точно умел угадать, что нужно зрителю, и потому что бы ни снимал: яркий карибский аттракцион с шатко стоящим на ногах Деппом или тёмный осенний кошмар про кассету-убийцу с отчаянной Уоттс, — всегда попадал в яблочко. А «Звонок» в этом случае ещё и уникален тем, что претерпев американскую адаптацию, нисколько не утратил своего японского мистического очарования и вселяющего первобытный страх ужаса. Вербински заварил свой триллер настолько густо, что во время просмотра иногда от напряжения даже трудно дышать, при этом (опять!) — ни одного классического скримера! И даже если не брать в расчет способность кино оставлять после себя нервный тик и телевизорофобию, «Звонок» — просто тонко выточенный из лучших вытяжек жанра триллер, с захватывающей историей и красивой работой камеры.
«6 демонов Эмили Роуз»
Ещё один фильм про экзорцизм, с леденящим душу реальным бэком и потрясающими актёрскими работами, который смотрится не как фильм ужасов, но как страшная история из жизни, рассказанная не на шутку перепуганной соседкой за чашкой чая. «6 демонов» — однозначно художественное произведение, но настолько серьёзно, спокойно и естественно одержимость не изображали нигде. Сам по себе фильм — испытание не для слабонервных, но если любите хардкор, после просмотра не поленитесь — отыщите в Интернете аудиозаписи актов экзорцизма в отношении Аннелизы Михель, которая послужила прототипом для главной героини этого кино. После прослушивания несколько ночей без сна гарантируются.
«Женщина в чёрном»
Для тех, кто привык к современному виду фильмов ужасов, вполне по вкусу должна прийтись готическая «Женщина в чёрном». Кино не лишено всех грехов жанра, но среди выходящих в последние годы бездарных хорроров выглядит наиболее адекватно и привлекательно. Его козыри: крепкая литературная основа и прекрасная старо-английская атмосфера тёмной сказки с призраком и человеческой трагедией в центре. Вполне жутко, динамично и симпатично. Для осеннего вечера — самое то.
«Ведьма»
Ни на что не похожая «Ведьма», покорившая несколько лет назад Сандэнс, запоминается прежде всего своим небанальным подходом к теме, и уже потом — липкой атмосферой средневекового невежественного ужаса, который вспыхивает как керосиновая лужа в финале вполне реальным и уже современным страхом. Про эту ленту говорили совсем недавно в связи с выстрелившей «Реинкарнацией»: проводили параллели и сравнения, но кажется, что «Ведьма» всё же несколько более цельное и изящное произведение, которое при этом не ныряет так глубоко в оккультные реки, зато больше и понятнее говорит про их влияние на людей.