О том, что Людмила Гурченко родилась и выросла в Харькове, актриса рассказывала часто, но о негативных воспоминаниях она умалчивала.
Много лет Люся не бывала в городе детства, так как поклялась туда не приезжать. О детских и юношеских обидах великой актрисы рассказали ее друзья детства.
Во время оккупации, Люся, как известно, оставалась с мамой в Харькове. Они голодали и девочка отважилась выступать в госпитале перед ранеными немцами, чтобы заработать хоть какую-то еду для себя и мамы. Она обладала талантом и прекрасной памятью, поэтому пела песни на немецком и это нравилось гитлеровцам, среди которых были те, кто жалел детей, не смотря на то, что в общем и целом о сердобольности здесь говорить не приходится.
После войны из эвакуации вернулись одноклассники, не понимавшие, в каких условиях выживали их сверстники на оккупированной земле. Люсю дразнили «предательницей» и даже объявляли ей бойкот, били и не принимали в игры. Но после просмотра фильмов о зверствах фашистов на оккупационных территориях, дети изменили свое мнение и прекратили обижать девочку. Душевная боль и обида на непонимание остались, Люся не хотела встречаться со многими одноклассниками, так как помнила свои детские страдания и любое упоминание об этих событиях травмировало ее вновь. Она не стала писать об этом и в своих книгах, а вот о выступлениях перед немцами рассказала честно и подробно.
После еще одного события Людмила поклялась никогда не приезжать в Харьков. Фильм «Карнавальная ночь» сделал актрису звездой, ее стали приглашать в концерты и платить гонорары, помимо официальных. Этот факт был «раздут до небес» и в прессе одна за одной появлялись статьи о жадной и ненасытной актрисе, которую даже изображали в виде спрута.
Харьковские газеты не остались в стороне и писали о «выскочке с Клочковской», которая является позором города. Читатели начали слать Гурченко гневные письма, и самые злые были именно от харьковчан.
Людмила забрала родителей в Москву, и, возможно, сдержала бы свое обещание не ступать ногой на харьковскую землю, если бы не новое управление культурой, которое создало клуб земляков. Ее стали приглашать от всей души, она бросала трубку, но потом смягчилась.
Приехав на родину, Людмила Марковна плакала от счастья и признавалась, что город ей снился и она его всегда любила.
Через 40 лет состоялась долгожданная встреча Народной артистки СССР с улицами ее детства. Примирившись с Харьковом, Люся Гурченко стала приезжать сюда на гастроли, выступления и просто погулять. Людмила Марковна успела побывать в Харькове и незадолго до смерти, в 75 лет она шла на высоких каблуках по брусчатке и призналась журналистке, что мечтала о такой прогулке с ранних лет. «Я мечтала что стану известной актрисой и пройдусь по брусчатке цокая каблучками, а все на меня будут любоваться». Этой мечте суждено было исполниться.
В Харькове установлен семиметровый памятник, где Люся возвышается над 16 героинями своих фильмов, на нем слова актрисы: «Харьков, я слышу голос твой. Жизнь моя на ладони твоей».
Людмила Марковна — почетный гражданин Харькова, на школе №6 мемориальная доска в память о великой ученице и теперь в городе есть переулок Людмилы Гурченко (бывший переулок Кравцова, улица, где выросла Люся), а на доме ее детства художники нарисовали портрет актрисы.
Нажмите "Подписаться", чтобы узнать больше интересного.