Если посмотреть от последнего визирного поста береговой батареи Hogham в сторону Дувра, на следующем живописном холме, отвесно обрывающимся к морю меловыми скалами, видно очередное фортификационное сооружение. Чуть дальше видны Шекспировские скалы и портовые сооружения Дувра. Эта местность буквально нашпигована фортификационными сооружениями, что и не мудрено, на противоположной стороне English Channel - расположены в разные времена разной степени недружелюбности Испания, Франция, Германия и страны Варшавского договора. На портовых молах тоже расположены береговые батареи, в том числе сохранившиеся уникальные броневые башни XIX века с паровым приводом. К сожалению, я их посмотрел только в Интернете.
И так, мой путь пролегал дальше в сторону Дувра по тропинке через гребни прибрежных скал. Солнце неумолимо клонилось к закату...
Внизу под скалами можно более детально рассмотреть технические сооружения Евротоннеля, расположенные на отсыпанной из полученного при строительстве грунте площадке. Кстати, края площадки оформлены металлическим шпунтом, ну в точности как горе-проектировщики делают на набережной в Пскове Это место теперь называется Samphire Hoe и предназначено для прогулок на свежем воздухе и повышения биоразнообразия. В искусственном резервате на меловых почвах в результате самосева произрастают около 200 видов растений. Здесь можно наблюдать за 208 видами птиц (в основном из отряда воробьиных), 13 видами стрекоз, 30 видами бабочек и 170 видами моли. Кроме того в двух загонах пасутся овцы и крупный рогатый скот. Резерват является собственностью Евротоннеля. Прогулочная зона осталась справа за кадром, вид на нее со скал можно посмотреть в предыдущих репортажах.
Здесь видно два тоннеля уходящих в скалу. Один из них двойной железнодорожный еще XIX века, соединяющий Дувр с остальной железнодорожной сетью Великобритании через Фолкстон. Второй - автомобильный, обеспечивающий доступ с трассы А20 на Samphire Hoe. Другой его портал я покажу в конце репортажа. Вообще объем тоннельных работ здесь впечатляет. Тоннели начали рыть еще во времена наполеоновских войн, потом продолжили в связи с железнодорожным строительством и периодически вспыхивающей активностью по прокладке тоннеля под проливом, затем была Вторая мировая война с многочисленными тоннельными убежищами и наконец строительство Евротоннеля и прочих тоннелей сопутствующей инфраструктуры. Обратите внимание. Даже на космоснимках сложно найти "входное отверстие" Евротонеля, так его инфраструктура максимально вписана в уникальный природный ландшафт. Хотя казалось бы чего проще - обеспечить въезд, срыв мешающие меловые скалы.
ДОТ построен в ноябре 1940 года на обратном скате высоты и предназначен контролировать долину на западных подступах к Дувру, по ней сейчас проходит трасса А20. Конструкция ДОТа своеобразная. Выполнен ДОТ из кирпича с бетонным перекрытием. Квадратный в плане от имеет по две амбразуры с каждой из сторон с противорикошетными уступами. Перекрытие сильно нависает над амбразурами, прикрывая из от обстрела с воздуха. Правда считается, что при обстреле с земли оно будет обеспечивать рикошеты в амбразуры.
Такие ДОТы встречаются только в районе Дувра, считаются самыми ранними оборонительными постройками времен Второй мировой войны и были выделены исследователями в отдельный нестандартный "квадратный" тип. Схема ДОТа из Википедии
Еще один общий вид. Идентифицировать эти сооружения я затрудняюсь. Зная любовь британцев к разнообразным по форме долговременным траншеям и рвам я первоначально предположил что это либо противотанковые траншеи, либо стрелковые траншеи с закрытием, обороняющие подъем из распадка на холм. Однако в Google Earth есть сведения что это остатки траншей для размещения мишеней старого стрельбища. Не совсем понятно как это все функционировало. Возможно, это стрельбище начала века, перенесенное в последствии на Lidden Spout.
Далее я быстро, быстро пересек шоссе по пешеходному мосту, ворвался в ничего не подозревающий сонный пригород, захватил языка, от которого узнал, что последний автобус в Дувр отходит через три минуты, добежал до остановки и запрыгнув в отходящий автобус плюхнулся на сидение тщетно пытаясь разглядеть в сгущающихся сумерках очертания укреплений Западных высот Дувра.
Продолжение следует.
Оригинал поста с обсуждением в моем блоге starcom68
Понравилось? Ставьте лайк и подписывайтесь на мой канал в Дзен