— А я разговариваю с твоим дедушкой…
Я удивленно в ответ: «С каким-таким дедушкой?»
С Т.В. мы знакомы давно, еще с университета. Сначала она вела у меня курс «Мировая художественная культура», потом была руководителем научной работы, да так и осталась моим дорогим Другом и Наставником. Она знает мою маму, но вот о каком дедушке идет речь, я не понимаю. А Т.В. кивает в сторону шкафа с книгами. С полки с многочисленными томиками советской классики на меня смотрит сказочно-добрыми глазами батюшка Николай Гурьянов. Это фото я привезла ей год назад из паломнической поездки на остров Талабск (Залит).
Нужно сказать еще несколько слов о Т.В., дабы дополнить ее портрет. Она «перпетуум мобиле», КПД которого не меняется даже несмотря на ее весьма почтенный возраст. Т.В. — человек исключительно позитивный и неунывающий. У нее живой ум и феноменальная память. Она любит жизнь и жить. В течение одного года Т.В. потеряла мужа и перенесла тяжелейшую болезнь. Но даже таким событиям было не под силу сломить ее волю и погасить искорку в глазах.
Про таких, как Т.В., можно с уверенностью сказать: «Спортсменка, комсомолка и просто красавица!» Она продукт прошлого века, партийная активистка, для которой и сегодня Годовщина Великой Октябрьской социалистической революции — это большой государственный праздник, а не просто выходной день. Мы с ней никогда не говорили о Боге и о церкви, и тут «А я разговариваю с твоим дедушкой…»
О «дедушке» Николае Гурьянове я слышала много от сестер, которые трудятся в Свято-Елисаветинском монастыре. Здесь его особенно почитают, потому что именно по его благословению началось строительство обители. Каждый год монахини и сестры милосердия отправляются в паломничество на остров, где старец 44 года служил настоятелем храма Св. Николая и где был похоронен. Воодушевившись рассказами сестер, я решила использовать данную возможность и посетить остров.
Путь до Талабска (Залита) неблизкий… Талабские, или Залитские острова (Верхний, или остров им. Белова, Талабск, или остров им. Залита и Талабенец, или Талабец) расположились в 25 км к северо-западу от Пскова в Псковском озере.
Сентябрь в этом году выдался красивый, солнечный, и с погодой нам повезло. В Печорах рано утром спешим на литургию в Псково-Печерскую обитель, после чего продолжаем наш путь. Наконец, мы добрались до озера… Начинает накрапывать дождик. Садимся в катер, плывем сначала через камыши, а через минут 5-8 выходим в «открытое море». Озеро кажется бескрайним, вода темно-серого цвета — холоднющая! Мы плывем в тишине, каждый думает о своем. Я, укутавшись в дождевик, непрерывно щелкаю затвором объектива — хочется оставить в памяти как можно больше кадров этой северной красоты. Вот вдалеке, посреди озера, начинает вырисовываться клочок земли, деревья, маковка церквушки — это и есть храм Св. Николая. Подобного я еще не видела.
Сердце начинает усиленно биться. Мы приближаемся к берегу, возле которого качаются рыбацкие лодки и катера. Первое впечатление от острова: я оказалась в кадре какого-то кинофильма: то ли латышского «Долгая дорога в дюнах», то ли русского «Острова» Павла Лунгина. После громкого мегаполиса все, что окружает тебя здесь, кажется каким-то… нереальным. Тишину острова нарушает лишь шум моторов прибывающих лодок и крик одиноких чаек.
Обветшалые дома сиротливо встречают нас, паломников. Сначала идем на литургию в храм Св. Николая, а после — молебен на могилке старца. В 2002 году отец Николай отошел ко Господу, но, как и при жизни, к нему на остров приезжают паломники и духовные чада, для которых батюшка был советчиком и утешителем; приезжают поклониться его могиле и, помолившись, обрести новые духовные силы.
Через дорогу от кладбища стоит дом, где жил батюшка. Внутри все такое маленькое, простой быт, много иконок. На столике лежит стопочка фотокарточек с ликом батюшки — специально для паломников-туристов, можно взять с собой. Я беру две: одну для мамы, а вторую для Т.В. — знаю, что ей будет приятно. Она обязательно меня расспросит, кто таков, а потом еще сама будет дополнительно искать информацию в википедии.
— А я разговариваю с твоим дедушкой, — вдруг, ни с того ни с сего, говорит мне Т.В. за чашечкой кофе, когда я в свой очередной приезд домой забегаю к ней в гости.
— С каким-таким дедушкой??? — удивленно спрашиваю я.
— А вооон с тем, на фото, которое ты мне привезла. Смотрю на него и говорю: «Ну, здравствуй!…»
Боже, как тепло мне стало от этих слов! Как будто в мою сторону направили сотни маленьких солнышек в студеный, морозный день, а я подняла к ним свое лицо и жмурюсь, как кот, от внезапного и такого простого счастья: «Здравствуй!…»
http://heart-2-heart.news/ru/ostrov-gde-istselyayutsya-serdtsa/