На носу снежно-слякотный сезон, и мы снова ломаем голову: какие щетки стеклоочистителя предпочтительнее? Давайте разбираться вместе.
Выбор марки и модели среди щеток одинакового типа — дело сугубо личное. Но вот какой тип предпочесть? Это зависит от многих факторов, и вот об этом мы поговорим.
Эпизодически проводят тестовые эксперименты, но они обычно сводятся к тому, насколько эффективно новые щетки справляются с разовой очисткой слоя тщательно нанесенной тарированной грязи на лобовом стекле. Да и нужны ли тесты? Все-таки щетки — это скорее расходник. Износились — выкинул: так поступают многие.
Подготовка к выбору
Парадоксально, но выносливость щеток все равно считается важным параметром. При этом некоторые не могут выдержать и года без удручающей потери качества очистки. Но ни по цене, ни по внешнему виду их не отличить от тех, что ходят по два сезона. Испытать же и проверить каждую модель нереально — их слишком много.
А рынок подбрасывает всё новые конструкции, усложняя муки выбора. К привычным каркасным и бескаркасным щеткам добавились гибридные и зимние, а также эксклюзивные разработки наподобие щеток с подогревом. Их идея: в каркасную щетку встроен эластичный нагревательный элемент, благодаря чему каркас сохраняет гибкость при любом морозе-снегопаде.
«Подогреваемый» вариант на сей день представляется наиболее сомнительным. Во-первых, цена далеко не умеренная. Во-вторых, морока — к самим щеткам прилагается комплект для их установки (реле и провода). В-третьих, растет нагрузка на бортовую сеть. И в-четвертых, много противоречивых отзывов об их полезности и ресурсе.
Из всего остального вполне можно выбирать. Возможно, скоро нас приучат держать два комплекта щеток — для лета и для зимы. Но пока большинство потребителей к этому морально не готовы. Удобнее поставить что-нибудь одно и потом не париться как можно дольше. Посему при выборе смотрим «Китай или не Китай» (хотя и «Китай» в области щеток иногда выступает вполне достойно, но эта «достойность» крайне нестабильна) и изучаем плюсы и минусы разных конструкций.
Из чего выбирать?
Каркасные. Там, где не бывает долгих зим, они оптимальны: недороги и идеально адаптируются под изгиб стекла. К минусам относят невысокий ресурс (расшатываются шарнирные соединения), отсутствие защиты от намерзания льда, иногда — проблемную работу на высоких скоростях.
Бескаркасные. В последние годы нередко входят в первичную комплектацию автомобилей, постепенно вытесняя традиционный тип. Основные недостатки: высокая (относительно каркасных) цена и некоторый риск «не попасть в углы» — при замене родных новыми. Профиль металлической вставки, обеспечивающей жесткость конструкции, должен точно совпадать с изгибом стекла. Иначе качественной чистки не выйдет. Плюсы: нет большой угрозы обмерзания, а изношенную резиновую ленту при желании несложно заменить. С лентой, впрочем, можно не угадать — дешевые варианты склонны дубеть на морозе.
Гибридные. По сути это улучшенные каркасные щетки: система коромысел и шарниров закрыта пластиковыми кожухами. Они защищают соединения от грязи и осадков, а попутно улучшают аэродинамику (в теории — может быть, на практике — кто его знает). «Гибриды» не боятся высоких скоростей. Недостаток, пожалуй, один — высокая цена. Хотя и под кожухи все-таки что-то проникает.
Зимние. Как следует из названия, они специально придуманы для эффективного противостояния снегу и морозам. Каркасная конструкция по максимуму защищена гибкой оболочкой от проникновения влаги. Рабочая кромка, по заверениям производителей, изготовлена из более мягкого состава, а ее форма подобрана с учетом характера предстоящей борьбы. Слабое место — оболочка. Если ее ненароком повредить, весь смысл такой щетки пропадет.
Что выбрать?
Универсального совета, разумеется, нет. Я доверяю результатам зарулевских испытаний и поэтому посматриваю на «гибриды». Но мои стремления сдерживает кризис и некоторый рост цен на всё. Поэтому храню верность каркасным щеткам — проще и дешевле ничего не придумано. Первый, родной комплект, стоявший на некогда новой машине, фантастически отслужил два полных годовых цикла, плюс еще часть третьей для них зимы. Затем покупал щетки известных брендов — Bosch, Champion, Denso, сознательно избегая незнакомых и «самых дешевых». Никто не продержался больше двух лет, а ухудшение свойств ощущалось после первой зимы. Один из комплектов еле вынес одну зиму — резинка потрескалась. Вывод: могут сделать очень хорошо, если захотят, но хотят не всегда.
По-прежнему не вижу необходимости переходить на что-то другое. Все остальные типы щеток дороже, некоторые — в разы, при этом никаких гарантий долговечности. Более того, мне подозрительны бесконечные споры в Сети на тему сравнений «каркас-не каркас» и уговоры в пользу «зимних». Не исключаю, что они инициированы производителями более сложных и дорогих щеток. Хотя, возможно, люди, которым попался откровенно некачественный комплект, пытаются уберечься от второго такого же.
Как починить?
Ремонт щеток — занятие спорное и на любителя. Но на дворе кризис, а в каких-то случаях продлить работоспособность старых «дворников» возможно. Предлагают два варианта — простой и радикальный. Простой сводится к тому, что задубевшие резиновые части обезжиривают (например, уайт-спиритом) и окунают на некоторое время в бензин. Затем промывают мыльной водой и покрывают силиконовой смазкой. Это позволяет на какое-то время восстановить эластичность рабочих поверхностей.
Второй вариант — замена резиновой ленты, которая продается в достаточно широком ассортименте. Оба способа не особо помогут, если причина плохой работы щеток — в потере упругости металлической, прижимающей части стеклоочистителя.
Когда заменять?
Интернет дает массу различных рекомендаций: каждые полгода, каждый год, перед каждой зимой или перед каждым ТО. Логичнее довериться здравому смыслу и разумной оценке реального состояния «дворников». Менять щетки следует, когда их работоспособность ухудшилась (заметно на глаз), не дожидаясь, пока она станет еще хуже. Особенно если речь об осенне-зимнем периоде с долгими сумерками. Безопасность — превыше всего, а она сильно зависит от показателя видимости.
«Дворники» будущего
Многие фирмы сегодня работают над внедрением принципиально новой технологии очистки стекла. Щетки в ней не предусмотрены! Чисткой будет заниматься генератор ультразвуковых сигналов. Утверждается, что правильно направленная звуковая волна частотой 30 кГц справляется со всеми видами загрязнений стекла — от насекомых до ледяной корки. Выгоды: не нужна жидкость, машина станет легче, аэродинамика улучшится. Идея заимствована у военной авиации.
Автор: Сергей Зиновьев
Понравилась публикация? Ставьте лайк и делитесь ею с друзьями в социальных сетях!
Материалы по теме:
Старые дворники: точить или выбрасывать?
Готовим автомобиль к зиме
Смахнуть и сколоть: выбираем щётку-смётку