Читайте также первую часть статьи
Что такое школьная дезадаптация
Школьная дезадаптация — это несовпадение индивидуальных особенностей ребенка с новой ситуацией, в которой он находится. Существует много описаний школьной дезадаптации, и все они подразумевают такие факторы как социально-средовые признаки, характер семейных отношений, особенности школьной образовательной среды, класс и даже само место, на котором сидит ученик.
Чтобы понять сложность перехода ребенка в новую среду, нужно обратиться к анализу возрастных особенностей старших дошкольников и младших школьников. Обе эти категории имеют такие характеристики как восприимчивость, внушаемость, податливость, отзывчивость, общительность, легкая возбудимость, эмоциональность, любознательность, впечатлительность, устойчивое бодрое и радостное настроение, подвижность, импульсивность, неустойчивость, непроизвольность внимания. При этом старшим дошкольникам свойственно образование «детских обществ», игровые мотивы, отношение к друзьям на основе переживаемых эмоций, акцент на значимости родителей. Младшие же школьники ориентированы на создание детского коллектива, они принимают учебные мотивы, относятся к товарищам на основе правил поведения, понимают значимость учителя.
В положительной ситуации ребенок осознает, что в детский сад ходят жить, а в школу — учиться. Ему становится скучно в детском саду, он не видит ситуацию роста и сам стремится поменять свое положение. Однако так бывает не всегда.
Причины дезадаптации
► Низкий уровень физического и функционального развития ребенка, состояния его здоровья, развития психических функций (наличие у ребенка ММД, СДВГ, неврологические или психические заболевания).
► Неблагоприятная семейная ситуация, провоцирующая неврозы.
► Несоответствие интенсивности учебных нагрузок возможностям ребенка.
► Недостаточная подготовка к школе.
► Темповые характеристики ниже, чем у сверстников.
► Сложности самоконтроля.
► Неумение устанавливать контакты.
Признаки дезадаптации
► Неуспеваемость в обучении.
► Постоянные нарушения эмоционально-личностного отношения к обучению в целом и по отдельным предметам, к учителям, к жизненной перспективе, связанной с учебой.
► Нарушения во взаимоотношениях со сверстниками.
► Личностные нарушения, неадекватная самооценка.
► Общая тревожность в школе.
► Систематические нарушения поведения в школе.
Профилактика дезадаптации
Даже если признаки дезадаптации не наблюдаются, необходимо понимать и предупреждать возможные сложности, которые могут возникнуть у ребенка в первый год обучения. Специалистами определены направления профилактической помощи — их стоит учитывать в собственной работе и обсуждать с родителями на собраниях:
► Владение собственным телом
► Освоение физического пространства
► Понимание своих когнитивных способностей
► Формирование отношения к собственным и чужим вещам
► Изучение темповых характеристик
► Значимость социальных связей
► Режимные моменты
Группы риска
► Дети, лишившиеся родительского попечения
► Дети из семей с конфликтными взаимоотношениями
► Дети, к которым предъявляются повышенные требования со стороны взрослых
► Дети с ОВЗ
► Дети с ЗПР, ЗРР
► «Домашние» дети
Одаренные дети
У таких ребят высока вероятность дезадаптации, при этом они могут проявлять отдельные признаки школьной готовности. Школьная адаптация складывается из трех компонентов: когнитивного, эмоционального и поведенческого. На когнитивном уровне дезадаптация проявляется в неприспособленности к предметной стороне учебной деятельности, в низком темпе деятельности. На эмоциональном уровне дезадаптация предстает в форме школьных фобий и неспособности ребенка управлять своим поведением. При поведенческих нарушениях адаптации ученик не принимает правила школьной жизни, совершает деструктивные действия.
Работа с дезадаптированными детьми
Дезадаптацию, как любое нарушение, легче предупредить, чем исправлять, однако помочь ребенку преодолеть сложную социальную ситуацию все же возможно. Существует техника, направленная на корень проблемы. Работа с ребенком проводится в несколько этапов:
► Рассказ о прошлом, в котором все было хорошо
► Рассказ о появлении проблемы
► Выявление и обсуждение ресурсов и путей решения проблемы
► Представление будущего, в котором проблема исчезает
Данная техника может быть реализована через художественное творчество, визуализацию.
Если ребенок положительно относится к школе, усваивает быстро и легко даже дополнительный материал, проявляет инициативу, занимает статусное положение в классе («он у нас умный»), адекватно воспринимает предъявляемые требования, внимательно слушает указания учителя и охотно выполняет поручения без внешнего контроля — значит, работа по профилактике дезадаптации проходит успешно.
Читайте далее:
Новая модель аттестации учителей
«Город образования». Начальная школа – фундамент будущего успеха
Спасибо, что вы с нами! Подписывайтесь на наш канал, чтобы первыми получать новые публикации.