Первобытное искусство.
Для меня всегда было загадкой с чего же началось «искусство»? Когда оно зародилось? Хотелось знать дату и время, момент и имя создателя. Но многие книги по истории искусств начинаются уже с Передней Азии, Эгейского искусства или Древнего Египта, умалчивая о том, где же те самые прародители Великого. Чтобы добраться до истоков, пришлось капнуть немного глубже.
Оказывается, «то, что называется «произведением искусства» не возникает из какого-то священнодействия, а создаётся человеком для других людей».
Это было первое и, пожалуй, главное открытие. Люди начали заниматься искусством намного раньше, чем у них сложилось понятие об искусстве, и намного раньше, чем они могли понять его действительную пользу и значение. Уже неандертальцы, тщательно обрабатывая камень, проходили художественную «школу», когда вырабатывали необходимую гибкость руки, верность глаза и способность обобщать видимое, выделяя в нем самые существенные и характерные черты, - то есть все те качества, которые проявились в замечательных рисунках пещеры Альтамира.
Если бы человек не упражнял и не изощрял свою руку, обрабатывая ради добывания пищи такой трудно поддающийся обработке материал, как камень, он не смог бы научиться рисовать. Если бы многие и многие поколения не сосредоточивали способность мышления на поимке зверя - основного источника жизни первобытного человека, - им не пришло бы в голову изображать этого зверя.
То есть, изобразительное искусство первобытного человека создавалось не ради утехи глаз, а с определенной целью – изучить зверя и его особенности.
Первые следы первобытного искусства относятся к эпохе верхнего (позднего) палеолита, начавшейся примерно за несколько десятков тысячелетий до н.э. Это было время уже сравнительной зрелости первобытно-общинного строя: человек этой эпохи по своей физической конструкции ничем не отличался от современного, он уже владел речью и умел выделывать довольно сложные орудия из камня, кости и рога. Он вел коллективную охоту на крупного зверя с помощью копья и дротиков. Именно поэтому в палеолитическом искусстве еще нет того преимущественного интереса к миру человеческих взаимоотношений. Оно направлено прежде всего на познание внешней природы.
В то самое время, когда животных уже научились изображать замечательно реально и живо, человеческие фигуры изображаются почти всегда очень примитивно, попросту неумело, - если не считать некоторых редких исключений, как, например, рельефы из Лосселя (не случайно изображают именно женщину, в то время был матриархат).
Если рассматривать произведения первобытного творчества в хронологической последовательности, то бросается в глаза следующее: самые ранние изображения животных (ориньякского времени) еще примитивны, сделаны одним лишь линейным контуром, без всякой проработки деталей, и по ним не всегда можно понять какое же животное там изображено. Это явное следствие неумелости, неуверенности руки, пытающейся что-то изобразить. В дальнейшем рисунки совершенствуются, и мадленское время дает те прекрасные, можно сказать «классические», образцы первобытного реализма, которые уже упоминались. В конце палеолита, а также неолитическую и бронзовую эпохи все чаще встречаются схематически упрощенные рисунки, где упрощенность идет уже не сколько от неумения, сколько от известной нарочитости, намеренности.
Помимо этого, в первобытной общине есть обособленная группа жрецов и колдунов, использующих искусство, которое в их руках утрачивает свой изначально реалистический характер.
Первобытные художники создают вещи для ритуалов, и в этом случае основным критерием снова становится не красота, а функциональность – способность исполнять роль, предназначенную в магическом обряде.
Более того: художники работают для свои соплеменников, им не нужно привносить что-то свое, от них ожидается только выполнение задачи с наибольшим мастерством и знанием дела.
Последний этап первобытного общества - формирование племен, состоящих из нескольких родов. Главными отраслями хозяйства также становятся приручение и дальнейшее разведение скота. Новые занятия требуют расширения кадров и новых орудий труда, что приводит к разделению ремесла и земледелия. Вместо обычных поселений постепенно появляются крепости (циклопические, сложенные из обтесанных огромных камней). Также архитектура пополняется мегалитическими постройками - такими как менгиры, дольмены и кромлехи. Наиболее сложные из них - кромлехи - сооружения скорее всего ритуального назначения (такие как Стоунхендж).
Менгиры - одиночные камни, скорее являются предшественниками монументальной скульптуры, на таких камнях были грубо высечены схематичные очертания человека. Также к зарождению монументальной скульптуры можно отнести стелы с невысоким рельефом, изображающим человеческое лицо, иногда в сочетании с животными чертами. Повсеместное использование металла приводит к возникновению и совершенствованию украшений. Особенной художественной ценностью являются ножи со скульптурными фигурками животных на рукоятке.
Таким образом, искусство первобытно-общинного строя несет на себе печать мужественности, простоты и силы. В своих рамках оно реалистично и полно искренности. Не может быть и речи о «профессионализме» первобытного искусства.
Конечно, это не значит, что этим занимались все члены родовой общины. Возможно, что элементы личной одаренности уже играли известную роль в этих занятиях. Но они не давали никакиз привилегий: то, что делал художник, было естественным проявлением коллектива, это делалось для всех и от лица всех.