Найти тему

Как помочь адаптироваться первоклассникам. Часть 1

Оглавление

Что значит «школьная готовность»

Школьная готовность (школьная зрелость) — это достижение ребенком того уровня психического, физического и социального развития, который позволяет ему без ущерба для здоровья (физического и психологического) справляться с учебой в школе.

В идеальной ситуации ребенок сам хочет выйти на новый уровень социальных отношений, принимать на себя обязанности и права нового статуса. У него не возникает сомнений в том, что он должен пойти в школу. А школа, в свою очередь, обеспечивает ребенку физическое и психологическое благополучие, помогает пройти адаптацию. Конечно, родителям и педагогам нужно учитывать возрастные особенности детей 6-7 лет, такие как развитие воображения, формирование самосознания, утрата непосредственности и наивности, желание действовать по правилам для обеспечения своей безопасности, проявление кризиса 7 лет.

Психологическая готовность ребенка к школе позволяет ему хотеть учиться и получать удовольствие от процесса обучения. Вокруг нее формируется уже педагогическая готовность. Некоторые психологи используют в работе специальный Диагностический альбом, чтобы определить уровень школьной зрелости ребенка. В результате диагностики могут быть рекомендованы занятия с психологом, дефектологом.

Как определить психологическую готовность к школьному обучению

► Личностно-мотивационная готовность: сформированность мотивов (социальные, учебные, познавательные), их соподчинение и преобладание учебно-познавательных, сформированность Я-концепции.

Примеры заданий: «Нарисуй школу», «Лесенка» (модификация методики В.Г. Щур.; мотивируем вопросами: «Поставь себя на ступеньку: как ты будешь учиться? насколько ты будешь прилежным?»), «Рукавички» (модификация методики Г.А. Цукерман; необходимо раскрасить рукавички с соседом по парте одинаково).

► Интеллектуальная готовность: речевая готовность, сформированная память, образное и пространственное мышление, восприятие, воображение.

Примеры заданий: «Найди отличия», «Что лишнее», «Пиктограммы» (автор А.Р. Лурия), «Нарисуй картинку к рассказу», «Нарисуй правильно».

► Эмоционально-волевая готовность: произвольность и регуляция, подчиненность поведения мотивам, нормам и требованиям.

Примеры заданий: «Графический диктант», «Раскрась правильно», «Нарисуй правильно».

Уровни школьной зрелости

Высокий. Хорошее физическое развитие, готовность руки к письму, развитый фонематический слух, широкий кругозор, богатый словарный запас, умение читать по слогам, понимание переносного смысла, знание цифр, саморегуляция поведения, устойчивое стремление к учебе.

Средний. Готовность руки к письму, хороший слух, знание стихов и сказок, хороший словарный запас, способность ответить на вопросы по прослушанной истории, знание цифр и счета в пределах 10, произвольная саморегуляция поведения, способность решать учебные задачи при незначительной помощи взрослого.

Ниже среднего. Удовлетворительное или хорошее физическое развитие, умение удовлетворительно копировать печатные или письменные буквы, слабо развитая речь, умение устанавливать очевидные сходства и различия в понятиях, осуществление несложных операций обобщения, неустойчивое желание учиться.

Низкий. Хорошее или удовлетворительное физическое развитие, узкий кругозор, отсутствие готовности руки к письму, маленький словарный запас, умение пересказывать текст только при содействии взрослого, слабая мотивация к учебе.

Помощь ребенку в адаптации

Школьная адаптация — процесс принятия и усвоения ребенком социальной ситуации школьного обучения, своего нового статуса и новых систем взаимодействия, выработки новых средств поведения. Школьная адаптация находится на стыке наук, таких как психология, педагогика, медицина. Ребенок с высоким или средним уровнем готовности проходит этот процесс легко, с уровнем низким или ниже среднего — сложнее.

Существует три вида адаптации: социальная, физиологическая и психологическая. Ребенок проходит их в три этапа (всегда, даже при высоком уровне готовности):

► Ориентировочная адаптация (2-3 недели).

► Неустойчивое приспособление (2-3 недели).

► Относительно устойчивая адаптация (от 5-6 недель до года).

На что должна быть направлена помощь в адаптации:

Освоение нового физического пространства. Подсказываем ребенку ответы на важные для него вопросы: «Что такое школа?», «Из каких частей она состоит?», «Как мне дойти из класса до столовой?», «Я заблудился — как мне отсюда выйти?», «Если мне встретились старшеклассники — как мне их обойти?».

Принятие себя в статусе школьника. Помогаем ребенку ответить на вопросы: «Кто я?», «Чем я отличаюсь от предыдущего школьника?», «Чем я отличаюсь от себя прежнего?», «Что у меня есть такого, чем я могу гордиться?»

Освоение средств взаимодействия «ученик-учитель», «ученик-ученик». Обсуждаем правила общения и поведения в классе, даем задание «Нарисуй: что можно и что нельзя делать в школе».

В следующей части материала мы расскажем, как помочь ребенку справиться с дезадаптацией