В то время, как Россия из-за санкционного давления США временно сократила число проектов по поддержке стран Центральной Азии, другие мировые игроки устремились в регион с целью увеличить там собственное влияние.
Турция заявила в сентябре о намерении строить в Киргизии школы. Делать она это собирается под лозунгом противодействия в стране влиянию так называемых «гюленовских» школ, которые по мнению представителей Анкары широко распространены в республике.
Пристального внимания заслуживает следующий факт: финансирует проект по строительству в Киргизии школ фонд «Маариф». Известен он в первую очередь тем, что именно он отвечает во внешней политике Турции за образовательные проекты.
Этот фонд был основан в 2016 году. Парламент Турции одобрил законопроект о создании при Министерстве образования фонда «Маариф» в июне 2016 года - за месяц до попытки военного переворота. После этого внутренняя и внешняя политика Анкары резко изменилась.
Спустя полгода после создания «Маариф», председатель правления фонда Бирол Акгюн заявил в интервью одной из важнейших задач фонда является борьба с ФЕТО по всему миру. Под эгидой этого противостояния Турция строит и поддерживает школы в различных государствах, зачастую интересующие Анкару в экономическом отношении. Взращивание населения, лояльно относящегося к внешней политике Турции, происходит под присмотром подготовленных педагогов и по программе специально разработанной политтехнологами Анкары.
Почти все эксперты при изучении деятельности фонда «Маариф» отмечают тот факт, что он занимается продвижением идей «неоосманизма». Президент Турции сам часто в своих выступлениях озвучивает намерение вернуть Турции ее былое величие и возродить Османскую Империю.
В связи с этим имеет смысл предположить, что Фетхуллах Гюлен нужен Турции. Высока вероятность того, что Анкара просто на просто прикрывается борьбой с распространением его идей, а на деле сама создает центры собственного влияния.
Именно Анкара больше других распространяет информацию о Гюлене и тем самым поддерживает в медиапространстве интерес к этому явлению. Из этого следует простой вывод – спецслужбы Турции сами создали этот проект и используют его для распространения в других странах идей «неоосманизма» под видом борьбы со «школами Гюлена». Обращаем внимание, что каждый визит делегации МИД Турции или самого Эрдогана сопровождается передачей принимающей стороне «списка» агентов Гюлена и предложением построить школы или принять кураторство над имеющимися.