Найти в Дзене

Белгородским чиновникам запретили ставить лайки в соцсетях на публикации с критикой

В стране отгремели выборы, а это значит пора действовать. Так думает каждый высокопоставленный чиновник. Если у обычных людей список дел начинается с 1 января, ну или с понедельника, то у представителя власти он начинается после выборов.

На днях для чиновников мэрии Белгорода разработали Кодекс этики и поведения муниципальных служащих. Приказ, подписанный мэром, на днях опубликовали на официальном сайте администрации города. По мнению составителей Кодекса, он должен обеспечить достойное выполнение чиновниками их профессиональных обязанностей, укрепить их авторитет и доверие к чиновникам со стороны населения. И сейчас я зачитаю несколько пунктов.

Так, например, кодекс запрещает чиновникам публично высказываться и оценивать деятельность администрации или мэра, если это не входит в их должностные обязанности. Также теперь нельзя будет во время выступлений или общения с журналистами называть в иностранной валюте суммы сделок, муниципального долга, стоимости товаров и услуг.

Чиновникам нельзя будет не только пренебрежительно общаться с горожанами, но и курить во время заседаний. Это очень важно. Кодекс также запрещает сотрудникам мэрии участвовать и провоцировать конфликтные ситуации в публичных местах и интернете, если они могут нанести ущерб репутации самого чиновника или авторитету администрации.

И, пожалуй, самое интересное. Отдельный раздел Кодекса посвятили правилам поведения сотрудников городской администрации в социальных сетях. В частности, чиновникам нельзя материться в интернете, публиковать служебную информацию. Отдельный пункт этого раздела запрещает работникам городской администрации не только публиковать информацию, но и ставить лайки к постам, в которых бы критиковалась действующая власть, также им нельзя вступать в группы, где публикуется такая информация. Если же чиновник вступает в общение с пользователями соцсетей, то он при выражении личного мнения обязан придерживаться сферы своих должностных обязанностей. Ну, то есть, вы решили узнать мнение сотрудника администрации, как он считает, кто победит Зенит или Спартак в эту субботу. А он вам обязан ответить. Подчеркну именно «обязан», так как это приказ начальника, ответить что-то типа: «К сожалению, Российский футбол не входит в зону моей компетенции, давайте я вам лучше расскажу, как организовать КВН в городском доме культуры». Не без иронии, конечно, но я это вижу именно так.

За все публикации в социальных сетях каждый чиновник мэрии несёт личную ответственность. С новым документом должны ознакомить сотрудников городской администрации, а руководители отделов обязаны будут контролировать его исполнение другими работниками. В трудовые договоры также добавят пункты об ответственности за нарушение этого Кодекса. Нарушителей ждёт «моральное осуждение на заседаниях комиссии» или в отдельных случаях меры дисциплинарного воздействия.

Из плюсов для подчиненных, пожалуй, можно выделить пункт о том, что «Руководители не смогут принуждать их к участию в деятельности политических партий и других общественных объединений».

Безусловно, чиновники высшего ранга, как минимум, следуя человеческой этике, должны вести себя корректно на публике. Хотя бы потому что у них есть высшее образование и они представляют закон, а не шайку гопников в подворотне. Конечно, назвать это нововведение в белгородской администрации закручиванием гаек нельзя, ибо все подобные правила, так или иначе, давно и негласно применяются не только у чиновников, но и в любой бизнес-компании. Сотрудники ведомств должны исполнять приказы руководителей, а не критиковать их прилюдно. Если и есть какая-то критика, то её можно передать руководителю в письменном виде. Если бы я, например, позволил у себя на работе вы*бываться в коридоре, критикуя начальство, то давно бы уже полетел со своего рабочего места. Впрочем, как и в любой конторе.

Однако, одно дело соблюдение корпоративного этикета, а другое – распоряжение мэра города, согласно которому подчиненным в приказном порядке запрещается выражать собственное мнение на своих личных страницах в соцсетях. Похоже на то, что для белгородских чиновников ввели официальную цензуру. Но никто еще не отменял статью 29 Конституции РФ. Кодекс этики должен регулировать вопросы морали, поведения, но не ограничивать право человека состоять в социальных сетях, делать репосты публикаций определенной тематики и допускать любую критику. Накладывание на чиновников подобных ограничений под угрозой применения дисциплинарных взысканий выглядит странно, если мы все еще оцениваем наше общество как демократическое.