Одним из ключевых моментов российско-турецкого соглашения по Сирии, подписанного в Сочи на прошлой неделе, стало создание совместного координационного центра по организации взаимодействия Москвы и Анкары по отводу вооружения и военной техники бандформирований из демилитаризованной зоны.
Сразу отметим, что необходимость формирования такой структуры, безусловно, существует и связана, в первую очередь, с мерами, которые будут предприняты в Идлибской зоне деэскалации по обеспечению контроля за режимом прекращения огня. Более того, предполагается, что координационный центр станет основным элементом поддержания режима прекращения боевых действий, который является одним из самых существенных достижений российской и турецкой дипломатии с точки зрения урегулирования сирийского конфликта.
Уже сейчас можно с уверенностью говорить, что одним из главных направлений деятельности нового организма станет размежевание боевиков и их разделение на так называемых «умеренных» и тех, с кем сотрудничество неприемлемо ни в каком виде. Об этом, в частности, косвенно свидетельствует заявление турецкого лидера Реджепа Эрдогана, согласно которому до
10 октября необходимо «осуществить вывод из этой зоны тяжелого вооружения, танков, реактивных систем залпового огня и другого вооружения оппозиционных группировок». То есть, по факту, глава Турции соглашается с тем, что «территории, которые находятся под контролем сирийской оппозиции, необходимо демилитаризировать», а также обязуется «совместно с Россией прилагать все усилия, чтобы устранить радикальные группы на этих территориях».
Тем не менее, стоит признать, что реальность, наверняка, окажется значительно серьезней красивых речей турецкого президента – хотя бы потому, что в арсенале боевиков имеется тяжелая техника и беспилотники, действующие далеко за пределами радиуса обговоренных в Сочи 20 километров. Кроме того, отделение «умеренных» боевиков от «неумеренных» также представляется гораздо более сложной задачей, чем звучит из уст Эрдогана. Это связано во многом с тем, что даже традиционно считавшиеся протурецкими группировки сегодня ориентируются, не только на Анкару, но и на другие центры силы, рассматривающие сочинские договоренности исключительно с точки зрения затягивания и эскалации сирийского кризиса. Поэтому, несмотря на значительное увеличение турецкого контингента на северо-западе Сирии, можно утверждать, что контролировать абсолютно все группировки, среди которых не мало тех, кто действует в соответствии с устремлениями своих зарубежных кураторов, у Турции вряд ли получится.
Остается надеяться, что вышеизложенные сложности удастся преодолеть благодаря работе вновь сформированного координационного центра России и Турции, главным результатом которой, без преувеличения, станет окончательное пробуждение Сирии от многолетнего кошмара.