К флорентийскому Палаццо Строцци выстроились очереди. Об этом не даст соврать официальный Instagram культурной институции. В конце сентября здесь открылась ретроспектива «The Cleaner» «бабушки перформанса» Марины Абрамович. За несколько десятилетий в искусстве художница играла в русскую рулетку, резала себя, лежала голой на льду и отмывала человеческие кости. Рассказываем, какие из знаменитых перформансов Абрамович реконструируют во Флоренции.
— Первые краски Марина Абрамович попросила купить ей в 14 лет.
Ее отец выполнил просьбу, а один из его друзей решил показать девочке, как ими пользоваться. Он положил холст на пол, выплеснул на него смесь из красок и подорвал петарду. На этом примере Марина поняла, что в искусстве «процесс важнее результата». Именно тогда у нее зародилась идея заниматься радикальным искусством.
— Когда Абрамович было 18 лет, ее отец оставил семью, а мать «взяла на себя полное управление в военном стиле надо мной и братом».
Родители художницы были партизанами. В доме всегда имелось оружие, а 14-летняя Абрамович развлекалась тем, что играла в русскую рулетку. При этом до 29 лет — момента, пока художница не сбежала и не покинула Белград, — ей запрещалось выходить из дома после 10 часов. «Это было абсолютное безумие, но все мои порезы, хлестания, поджигания, которые могли лишить меня жизни, — все делалось до 10 вечера», — вспоминала перформанистка. Абрамович в интервью также рассказывала, что в альбомах, которые она присылала уже позднее матери, женщина вырывала страницы, на которых дочь была обнажена. Чтобы остальное можно было показать соседям.
— Искусство Марины Абрамович связано с болью и испытанием себя на прочность.
В 1974 году художница провела один из самых своих страшных перформансов — «Ритм 0». Идея его была проста — на шесть часов Абрамович дала зрителям полную власть над своим телом.
Перед художницей на столе лежало 72 предмета: перья, спички, нож, гвозди, цепи, ложка, мед, мыло, кусок торта, соль, коробка с лезвиями, металлическая труба, скальпель, спирт и многое другое. Присутствующий на перформансе искусствовед Томас МакЭвили писал: «Все началось невинно. Кто-то повернул ее, другой потянул за руку, кто-то дотронулся уже более интимно. К третьему часу вся ее одежда была изрезана лезвиями, а к четвертому лезвия добрались и до ее кожи. Кто-то надрезал ее горло и пил кровь. С ней проделывали и другие вещи сексуального характера. Она была так вовлечена в процесс, что не возразила бы, если бы зрители захотели изнасиловать или убить ее».
Перформанс был остановлен, только когда один из зрителей вложил в рот Абрамович дуло пистолета.
— Год спустя, в 1975-м, Абрамович провела не менее впечатляющий перформанс «Губы Томаса».
На этот раз она сама вырезала бритвой у себя на животе пятиконечную звезду, затем выпорола себя, а после легла голой на глыбу льда, выполненную в виде креста. Кстати, бабушка художницы рассказывала, что однажды обнаружила внучку без сознания и с обожженными волосами. Так Марина готовилась к одному из перформансов.
— В своем «Манифесте жизни художника» Марина Абрамович писала, что «художник должен избегать любовных отношений с другим художником».
Правда, сама она не раз нарушала это правило. И это, по ее собственным словам, заканчивалось разбитым сердцем. В 1976 году в Амстердаме Абрамович познакомилась с Уве Лайсипеном.
Их отношения длились 11 лет, за которые художники вместе осуществили ряд громких перформансов. В Палаццо Строцци воссоздана их акция «Imponderabilia». Перформанс пара провела в 1977 году. Вход в музей в Galleria Comunale d’Arte Moderna в Болонии Абрамович и Улай «сузили» своими обнаженными телами. Посетителям, чтобы попасть внутрь, приходилось протискиваться между художниками. Перформанс был рассчитан на шесть часов, но спустя три прибыла полиция и потребовала предъявить документы.
— Своими перформансами Марина Абрамович откликалась и на события в родной стране, которую покинула в 29 лет.
В Палаццо Строцци пройдет реконструкция акции 1995 года «Cleaning the Mirror». В рамках нее художница в ведре с мыльной водой отмывала различные части пыльного человеческого скелета.
Спустя два года Абрамович провела еще один перформанс — «Balkan Baroque». Она сидела на полу среди источавшей ужасный запах груды из 1500 окровавленных коровьих костей и методично соскабливала с них остатки мяса — в память о жертвах Югославской войны. В интервью британской The Guardian Марина Абрамович тогда сказала: «Когда люди спрашивают меня, откуда я родом, я никогда не говорю, что из Сербии. Я всегда отвечаю, что я из страны, которой больше нет».
— На выставке в Палаццо Строцци вспомнят и перформанс «В присутствии художника».
Его Марина Абрамович провела в 2010 году на выставке в Музее современного искусства в Нью-Йорке. Шесть дней в неделю по семь часов художница сидела молча на стуле, а место напротив мог занять любой желающий. В первый день, неожиданно для Абрамович, участие в перформансе принял Улай. Это была их первая встреча в момента расставания в 1988 году. На несколько минут художница поддалась эмоциям и расплакалась, но затем продолжила перформанс как ни в чем не бывало.
— 30 ноября 2018 года Марине Абрамович исполнится 72 года.
При этом она активно летает по миру и готовится пропустить сквозь себя электрический заряд в миллион вольт. Предполагается, что, превратившись в «живую батарейку», художница сможет движением пальцев погасить свечу, расположенную в метре от нее. Этот перформанс Абрамович планирует показать в Королевской академии художеств в 2020 году. Там же установят стеклянную скульптура художницы в натуральную величину, из которой будет сочиться ее собственная кровь.
Подписывайтесь на наш канал, чтобы узнавать еще больше интересного!
О привычках и зависимостях знаменитых художников можно прочитать здесь.
Клоуны и проститутки: все, что нужно знать про «голубой» и «розовый» периоды Пикассо — здесь.
В лондонской галерее зажгли огромную свечу в виде бывшей жены миллиардера Романа Абрамовича Даши Жуковой. Вспоминаем, какие еще существовали саморазрушающиеся произведения искусства здесь.