Найти в Дзене
Artfragment

Миллион вольт Марины Абрамович

Оглавление

К флорентийскому Палаццо Строцци выстроились очереди. Об этом не даст соврать официальный Instagram культурной институции. В конце сентября здесь открылась ретроспектива «The Cleaner» «бабушки перформанса» Марины Абрамович. За несколько десятилетий в искусстве художница играла в русскую рулетку, резала себя, лежала голой на льду и отмывала человеческие кости. Рассказываем, какие из знаменитых перформансов Абрамович реконструируют во Флоренции.

— Первые краски Марина Абрамович попросила купить ей в 14 лет.

Ее отец выполнил просьбу, а один из его друзей решил показать девочке, как ими пользоваться. Он положил холст на пол, выплеснул на него смесь из красок и подорвал петарду. На этом примере Марина поняла, что в искусстве «процесс важнее результата». Именно тогда у нее зародилась идея заниматься радикальным искусством. 

Марина Абрамович
Марина Абрамович

— Когда Абрамович было 18 лет, ее отец оставил семью, а мать «взяла на себя полное управление в военном стиле надо мной и братом».

Родители художницы были партизанами. В доме всегда имелось оружие, а 14-летняя Абрамович развлекалась тем, что играла в русскую рулетку. При этом до 29 лет — момента, пока художница не сбежала и не покинула Белград, — ей запрещалось выходить из дома после 10 часов. «Это было абсолютное безумие, но все мои порезы, хлестания, поджигания, которые могли лишить меня жизни, — все делалось до 10 вечера», — вспоминала перформанистка. Абрамович в интервью также рассказывала, что в альбомах, которые она присылала уже позднее матери, женщина вырывала страницы, на которых дочь была обнажена. Чтобы остальное можно было показать соседям.  

Документация одного из перформансов Марины Абрамович.
Документация одного из перформансов Марины Абрамович.

— Искусство Марины Абрамович связано с болью и испытанием себя на прочность.

В 1974 году художница провела один из самых своих страшных перформансов — «Ритм 0». Идея его была проста — на шесть часов Абрамович дала зрителям полную власть над своим телом.

-3

Перед художницей на столе лежало 72 предмета: перья, спички, нож, гвозди, цепи, ложка, мед, мыло, кусок торта, соль, коробка с лезвиями, металлическая труба, скальпель, спирт и многое другое. Присутствующий на перформансе искусствовед Томас МакЭвили писал: «Все началось невинно. Кто-то повернул ее, другой потянул за руку, кто-то дотронулся уже более интимно. К третьему часу вся ее одежда была изрезана лезвиями, а к четвертому лезвия добрались и до ее кожи. Кто-то надрезал ее горло и пил кровь. С ней проделывали и другие вещи сексуального характера. Она была так вовлечена в процесс, что не возразила бы, если бы зрители захотели изнасиловать или убить ее».

-4

Перформанс был остановлен, только когда один из зрителей вложил в рот Абрамович дуло пистолета.

— Год спустя, в 1975-м, Абрамович провела не менее впечатляющий перформанс «Губы Томаса».

На этот раз она сама вырезала бритвой у себя на животе пятиконечную звезду, затем выпорола себя, а после легла голой на глыбу льда, выполненную в виде креста. Кстати, бабушка художницы рассказывала, что однажды обнаружила внучку без сознания и с обожженными волосами. Так Марина готовилась к одному из перформансов. 

-5

— В своем «Манифесте жизни художника» Марина Абрамович писала, что «художник должен избегать любовных отношений с другим художником».

Правда, сама она не раз нарушала это правило. И это, по ее собственным словам, заканчивалось разбитым сердцем. В 1976 году в Амстердаме Абрамович познакомилась с Уве Лайсипеном.

Марина Абрамович и Улай
Марина Абрамович и Улай

Их отношения длились 11 лет, за которые художники вместе осуществили ряд громких перформансов. В Палаццо Строцци воссоздана их акция «Imponderabilia». Перформанс пара провела в 1977 году. Вход в музей в Galleria Comunale d’Arte Moderna в Болонии Абрамович и Улай «сузили» своими обнаженными телами. Посетителям, чтобы попасть внутрь, приходилось протискиваться между художниками. Перформанс был рассчитан на шесть часов, но спустя три прибыла полиция и потребовала предъявить документы. 

-7

— Своими перформансами Марина Абрамович откликалась и на события в родной стране, которую покинула в 29 лет.

В Палаццо Строцци пройдет реконструкция акции 1995 года «Cleaning the Mirror». В рамках нее художница в ведре с мыльной водой отмывала различные части пыльного человеческого скелета.

-8

Спустя два года Абрамович провела еще один перформанс — «Balkan Baroque». Она сидела на полу среди источавшей ужасный запах груды из 1500 окровавленных коровьих костей и методично соскабливала с них остатки мяса  — в память о жертвах Югославской войны. В интервью британской The Guardian Марина Абрамович тогда сказала: «Когда люди спрашивают меня, откуда я родом, я никогда не говорю, что из Сербии. Я всегда отвечаю, что я из страны, которой больше нет»

-9

— На выставке в Палаццо Строцци вспомнят и перформанс «В присутствии художника».

Его Марина Абрамович провела в 2010 году на выставке в Музее современного искусства в Нью-Йорке. Шесть дней в неделю по семь часов художница сидела молча на стуле, а место напротив мог занять любой желающий. В первый день, неожиданно для Абрамович, участие в перформансе принял Улай. Это была их первая встреча в момента расставания в 1988 году. На несколько минут художница поддалась эмоциям и расплакалась, но затем продолжила перформанс как ни в чем не бывало.

Марина Абрамович и Улай во время перформанса «В присутствии художника».
Марина Абрамович и Улай во время перформанса «В присутствии художника».

— 30 ноября 2018 года Марине Абрамович исполнится 72 года.

При этом она активно летает по миру и готовится пропустить сквозь себя электрический заряд в миллион вольт. Предполагается, что, превратившись в «живую батарейку», художница сможет движением пальцев погасить свечу, расположенную в метре от нее. Этот перформанс Абрамович планирует показать в Королевской академии художеств в 2020 году. Там же установят стеклянную скульптура художницы в натуральную величину, из которой будет сочиться ее собственная кровь.

Подписывайтесь на наш канал, чтобы узнавать еще больше интересного!

О привычках и зависимостях знаменитых художников можно прочитать здесь.

Клоуны и проститутки: все, что нужно знать про «голубой» и «розовый» периоды Пикассо — здесь.

В лондонской галерее зажгли огромную свечу в виде бывшей жены миллиардера Романа Абрамовича Даши Жуковой. Вспоминаем, какие еще существовали саморазрушающиеся произведения искусства здесь.