... Иногда малыша невозможно было понять сразу, а иногда, наоборот, все его проблемы маячили на поверхности, как рябь на воде. Ребёнок может плохо себя вести не только от того, что его не понимают, но и от недостатка внимания и, напротив, от его избытка, и от ненависти, и от переполняющей его любви, и от ревности…
Многое вмещается в обычные детские слёзы или неуправляемый характер. Это как омут, часто все проблемы прячутся на самом дне, а вот до дна–то и не добраться. Радуешься, думаешь вот оно, а это только слой обид, выстилающий всё, как тина, а под ним снова глубина и тёмная вода. Но чаще причина одна и она вовсе не глубоко, стоит только внимательно присмотреться.
Полный, симпатичный мальчик, ему четыре года, вполне самостоятельный и понимает, что он делает. При знакомстве ведёт себя спокойно и рассудительно. Пришёл с мамой, так как семья неполная, что произошло, почему у него нет отца, обычно, чуть позже, мамы рассказывают сами, поэтому лишних вопросов воспитатели не задают. У него есть две бабушки, два дедушки и прабабушка, которых он любит. Но прабабушка с ним не справляется, он крупный и тяжёлый ребёнок, а остальные работают и времени на него нет.
Слава.
В первый же день пребывания в саду ребёнок неуправляемый. Он хорошо кушал, спал в обед, но всё остальное время буквально «стоял на голове». Наталья ждала. Она не делала замечаний, когда он ломал игрушки или прыгал до потолка на диване, только смотрела укоризненно и качала головой. Она знала, что такое поведение чем-то обусловлено, но чем. Для того, чтобы это понять, нужно было время. И приходилось терпеливо ждать. А когда вечером мальчика забирала мама то, как и все мамы, она задавала вопрос, обнимая сына:
- Как он тут себя вёл?
- Хорошо. Немного шустрый, но это нормально, я больше бы переживала, если бы он тихо сидел в уголочке весь день. Хороший, подвижный ребёнок, ему даже полезно больше двигаться, у него отличный аппетит, должен же он куда-то выплёскивать свою энергию.
Радостная мама уводила сына домой, а Наталья Васильевна с остальными воспитателями думали, как же усмирить этот оживший вулкан, хоть немного. Хорошо, что он пришёл летом, когда все дети с родителями в отпусках.
Это позже, через несколько недель, из старой подушки будет сделано подобие боксёрской груши. Наталья сходит в детскую спортивную школу, поговорит с тренером, объяснив ситуацию, он покажет ей несложные приёмы. И для Славы начнутся ежедневные тренировки.
Мальчик будет уставать, отрабатывая удары, настолько, что не останется сил носиться по дому, он усядется рядом с Наташей и будет слушать сказки, рисовать, учить буквы и английский язык. Только тогда воспитательница услышит то, чего долго ждала.
- Наташа, я, правда, хороший? Ты, когда маме вечером говоришь, не шутишь?
- Нет, Слава, я не шучу, ты очень хороший и добрый мальчик. Сумку мне с хлебом помогаешь нести и двери держишь, чтобы я прошла. Разве многие дети так делают? Я горжусь тобой.
- Это ты меня научила. Прости, что я себя так вёл. У меня много нянь было, и в садики разные меня водили. Но я же хотел оставаться с мамой. Поэтому везде был плохим: кусался, дрался, всё ломал и бегал. Меня снова возвращали маме, и мы были вместе. А ты хорошая. Простила?- мальчик вопросительно заглянул Наташе в глаза.
- А ты снова плохим не станешь?
- Нет.
- Тогда, конечно простила. Как я могу не простить тебя, малыш, ты же самый любимый мой мальчик.
- Правда? На всём белом свете?
- Конечно. Куда мы сегодня пойдём гулять? Хочешь в зоопарк? Теперь ты слушаешься, хорошо себя ведёшь, и нам не стыдно будет перед зверушками, - улыбнулась воспитательница и вздохнула с облегчением.
@ Лана Лэнц. "Истории города "N" отрывок из повести"13 цветов Райского сада"
3