Артиллерия – самый разрушительный род войск, на «ее совести» больше всего человеческих смертей. Она же – и самый «дорогой» род войск по стоимости содержания. Несмотря на это, очень часто артиллерию представляют себе как нечто «подчиненное» другим родам войск. В этой заметке мы проверим, для какой артиллерии это справедливо, а для какой – нет. Как организованы и как ведут бой самостоятельные артиллерийские соединения.
На каком уровне артиллерия становится самостоятельным родом войск?
Как мы уже отмечали в прошлых заметках, артиллерия часто является средством усиления пехоты (а иногда и кавалерии). Такого рода артиллерию мы обобщенно назовем полковой: она входит в состав чужих полков (а иногда и более мелких подразделений) и подчиняется командирам от других родов войск. В этом качестве используется множество типов артиллерии (турели, безоткатные орудия, полевые пушки, легкие противотанковые пушки и т.д.), которых объединяют два качества: относительная легкость (их можно перемещать усилиями собственного расчета, т.е. 3-4 бойцов) и относительная дешевизна (их можно поставить в каждое подразделение усиленной пехоты или кавалерии).
Такая артиллерия очень важна, поскольку она позволяет подразделениям пехоты и кавалерии решать задачи, которые без нее быть решены не могут. Однако она не является самостоятельным родом войск, поскольку полностью подчиняется другим родам, решает их задачи и не может быть развернута на поле боя самостоятельно. Стоит отметить, что полковая артиллерия как класс появилась только с изобретением огнестрельного оружия и массового промышленного производства: существовавшие в древнем мире виды артиллерии были слишком дороги и громоздки, чтобы использовать их как средство усиления.
Однако с древнейших времен существуют и самостоятельные виды артиллерии, действующие целыми подразделениями, а иногда и соединениями. Их можно условно разделить на пять групп: артиллерия ближнего боя, артиллерия дальнего боя, артиллерия прорыва, артиллерия ПВО и осадная артиллерия.
Как артиллерия прорыва используется на дивизионном уровне?
Если противник занимает укрепленную позицию, то перед атакой очень желательно ослабить силу этих укреплений. Для этого используется артиллерия прорыва: орудия, способные наносить большой урон защищенным целям или наносить большой урон по площади. Главная особенность такой артиллерии – способность вести огонь через нейтральную полосу, т.е. на большое расстояние (для современной войны – от 10км. до 20км.).
Артиллерия прорыва использует разные типы снарядов в зависимости от того, нужно ли разрушить укрепления противника или вести беспокоящий огонь по его позициям (по возможности, истощая его силы случайными попаданиями). Иногда дивизионную артиллерию вооружают бронебойными снарядами и используют для борьбы с особо бронированными целями врага в ближнем бою, но такое использование - признак отчаяния. Да, артиллерия прорыва имеет более крупный калибр и способна пробить танк или подбить бункер прямым попаданием, но громоздкое долго перезаряжающееся орудие с первого раза промажет (оно не заточено под стрельбу на ближней дистанции), а потом с легкостью будет уничтожено врагом после первого же выстрела.
Главной задачей дивизионной артиллерии прорыва является не уничтожение войск противника, а разрушение их укреплений и снижение их организованности и боевого духа (беспокоящий огонь нарушает взаимодействие, дисциплину, создает у солдат ощущение собственной беспомощности). Поэтому ее эффективность прямо пропорциональна способности высшего командного состава использовать ее действия в свою пользу. Она резко снижает потери в наступлении, если удачно провела артиллерийскую подготовку перед наступлением. Она может сделать невозможным вражеское наступление, если ей удастся подавить активность противника, заставив его рассредоточить и спрятать от беспокоящего огня свои подразделения.
Впрочем, она способна нанести очень большой урон, если известно местоположение скученных войск противника. Например, если противник выстраивается в плотные боевые порядки перед атакой – и в этот момент его накрывает контр-арт-подготовка. Поэтому дивизионная артиллерия нуждается в корректировке огня, которую удобнее всего производить с помощью легкой авиации: самолетов-разведчиков и беспилотников.
Таким образом, артиллерия прорыва – это мощнейших инструмент в руках командира дивизии или корпуса. Ее использование тем эффективнее, чем лучше ее умеют концентрировать на ключевых участках фронта. К сожалению, очень часто дивизионные и корпусные генералы вырастают из пехотных и кавалерийских, и зачастую решительно не способны использовать дивизионную артиллерию по назначению. В этом случае армии некоторых стран объединяют всю дивизионную артиллерию под руководством артиллерийских генералов (в виде артиллерийских дивизий), понимающих, что такое «сектор обстрела», когда необходимо вести огонь и т.п. Подчеркну: артиллерия прорыва наиболее эффективна, когда ей руководит командир корпуса (в российских понятиях) или дивизии (в западных армиях), непосредственно управляющего ею на поле боя – но только при условии, что он вообще понимает, как ею пользоваться.
Какие особенности есть у современной дивизионной артиллерии?
Дивизионная артиллерия может применять снаряды с химическим, ядерным или биологическим оружием. Однако если оно и используется, то решение об этом принимают командиры куда более высокого уровня, чем дивизия или корпус. Несмотря на активную разработку таких вооружений, реально в боях они сегодня не используются.
Гораздо важнее настоящая революция, которую произвели в дивизионной артиллерии снаряды с дистанционным взрывателем. Вообще-то забавно, что со времен появления дивизионной артиллерии где-то в 17 веке только через 150 лет, к Гражданской войне в США и Крымской войне, получили распространение траншеи (выкапываемые в земле укрытия для пехоты, копаемые зигзагами). Они резко снизили потери пехоты от беспокоящего огня: вероятность попадания снаряда в отсек траншеи крайне низка, а попадания на поверхности попросту не наносят пехоте ущерба. Именно благодаря траншеям к Первой Мировой распространилась «окопная война», когда окопавшиеся в траншеях армии оказалось невозможным «выкурить» артиллерийским огнем.
Однако в начале Второй Мировой Войны англичане разработали дистанционные взрыватели, позволявшие снарядам взрываться на каком-то расстоянии от твердого объекта, а не при контакте. Изначально их создали для борьбы с авиацией, но очень быстро догадались: если поставить такой взрыватель на снаряд тяжелой артиллерии, то он разорвется НАД позициями противника и накроет осколками все вражеские траншеи. Англичане поделились этой технологией с американцами что позволило их артиллерии действовать на порядок более эффективно. За счет этого они с легкостью прорывали укрепленные немецкие позиции, в то время как СССР, не освоивший эту технологию до конца войны, нес тяжелейшие потери при прорыве немецких линий обороны. Самый главный вывод из этого следующий: от беспокоящего огня дивизионной артиллерии траншеи больше не защищают, нужны блиндажи, долговременные земляные огневые точки и т.д., то есть гораздо более сложные укрепления, которые силами самой пехоты за пару часов не построишь. Артиллерия сегодня стала еще более опасной.
Что такое контрбатарейная стрельба и как ее реализуют?
Естественно, когда дивизионная артиллерия противника ведет обстрел, появляется большое желание по углу падения снарядов вычислить, откуда идет огонь, и обстрелять ее собственной дивизионной артиллерией. Такой огонь имеет ограниченную эффективность, поскольку для поражения орудия нужно почти прямое попадание снаряда, а артиллеристы могут после начала обстрела укрыться в укрытиях. Но как минимум он может помешать артиллерии противника вести огонь.
Обстрел артиллерии противника, ведущей огонь, называется контрбатарейной стрельбой. А взаимный обстрел (дивизионными) орудиями друг друга – артиллерийской дуэлью. Такую дуэль способны вести любые дивизионные орудия, но более успешны те, которые обладают высокой точностью и дальностью стрельбы (что позволяет поражать орудия противника, оставаясь вне их зоны поражения). Поэтому иногда создаются специальные дивизионные орудия для контрбатарейной стрельбы, объединяемые в специализированные подразделения. В частности, мода современных армий – использование для контрбатарейного огня самоходных орудий, которые могут быстро менять свою позицию и защищены от осколков снарядов броней.
Продолжение следует.
Задать вопросы автору, поделиться активными ссылками на ранее размещенные заметки или рекомендовать темы для следующих заметок можно в комментариях к этой заметке или в твиттере: @artofwartheory