Друзья, продолжаем разговор о советских легковых внедорожниках выпуска 1951-1960 годов. Первая часть была посвящена автомобилям ГАЗ, а в этой части – рассказ о машинах, разработанных на МЗМА, ЗИСе и в НАМИ. Приятного просмотра!
Выполняя поручение Н.С. Хрущева – обеспечить тружеников села легковыми автомобилями повышенной проходимости – на Московском заводе малолитражных автомобилей в марте 1957 года освоили выпуск «Москвичей» модели 410 с приводом на все колеса. Сегодня такой автомобиль назвали бы кроссовером: несущий кузов от обычной «легковушки», полноприводная трансмиссия, увеличенный дорожный просвет – все как полагается! И действительно, по уровню комфорта такой «Москвич» очень далеко ушел от привычных внедорожников того времени – американского «виллиса» и наших «газиков». Но, что совершенно нехарактерно для кроссоверов сегодняшнего дня, тот «Москвич» на бездорожье мало уступал классическим внедорожникам, имея два неразрезных моста и «раздатку» с понижающей передачей. Кстати, управлялась та «раздатка» единственным рычагом (пламенный привет «Ниве» и УАЗ-469!) – и это, напомню, еще в пятидесятых годах прошлого века!
Вскоре на базе «четыреста десятого» начали появляться другие полноприводные модификации. В частности, седан для медицинской службы и грузопассажирский универсал (модель 411) успели начать делать серийно, а вот грузовой фургон остался лишь опытным образцом. К сожалению, «Москвичей» с колесной формулой 4х4 оказался чрезвычайно недолог. Поскольку делать «полноприводники» на одной конвейерной линии с обычными «Москвичами» не получалось, их досборку осуществляли на отдельном участке малых серий. Но там же собирали и «Москвичи» в экспортном исполнении, выпуск которых носил приоритетный характер. В 1960 году мощностей этого участка уже перестало хватать и на экспортные, и на полноприводные машины одновременно, и последние просто сняли с производства… Всего полноприводных «Москвичей» было построено чуть меньше 12 тысяч штук, и сегодня найти такую машину в хорошей сохранности – большая удача!
Помимо обычного легкового автомобиля с полным приводом, Министерство автомобильной промышленности в 1956 году затребовало от завода МЗМА еще и грузопассажирскую машину с открытым кузовом для работы в условиях сельского хозяйства. Ее уже создавали по образу и подобию «Виллиса», положив в основу оригинальную лонжеронную раму, а от «Москвича» модели 410 взяв только агрегаты. Первый прототип, построенный в 1957 году, даже внешне получился очень похожим на Willys.
В 1959 году на МЗМА последовательно построили еще две серии опытных образцов рамных внедорожников как с открытым, так и с закрытым кузовом: они получили обозначения «Москвич» 415 и «Москвич» 416 соответственно. Внешность этих машин уже стала больше соответствовать духу времени – по крайней мере, старых «американцев» они уже не копировали. В условиях нехватки производственных площадей у завода МЗМА собирать внедорожники моделей 415 и 416 хотели в Новосибирске, на заводе «Сибсельмаш». Но этот проект реализовать не удалось.
Кроме упомянутых моделей, на агрегатах «Москвича» 410Н заводом МЗМА в 1958 году был построен также один макетный образец военного транспортера переднего края для вывоза раненых с поля боя и подвоза боеприпасов. Но Министерство обороны этой разработкой не заинтересовалось, отдав предпочтение проекту института НАМИ, о котором будет рассказано ниже.
В пятидесятые годы получил развитие проект полноприводного лимузина типа ЗИС-110. Если первую машину такого типа – ЗИС-110Ш – заводчане создавали в 1949-м по собственной инициативе с прицелом на использование высокопоставленными военными чинами, то новую машину ЗИС-110П в 1954 году начали делать по специальному заказу из ГОНа – кремлевского Гаража особого назначения. Такой «полноприводник» понадобился Хрущеву для рабочих командировок в сельские районы страны. Конструктивно ЗИС-110П очень сильно отличался от более раннего ЗИС-110Ш: он сохранил независимую переднюю подвеску, получив оригинальный редуктор переднего моста, а раздаточную коробку теперь взяли от ГАЗ-62. Всего было сделано три экземпляра ЗИС-110П, два из которых (один с закрытым кузовом, другой с открытым) были переданы ГОНу.
В рамках этого поста нельзя обойти стороной и несколько работ московского института НАМИ. Во второй половине 1950-х в институте задумали масштабный проект по созданию семейства унифицированных микролитражных автомобилей. На нескольких заводах из единого набора крупных узлов предполагалось собирать машины совершенно разного назначения и компоновки: пассажирские, грузопассажирские и инвалидные, переднемоторные и заднемоторные, заднеприводные и полноприводные. В рамках этого проекта были созданы две разные серии микролитражных внедорожников. Первая из них – это три разные плавающие машины серии 032 с открытыми грузопассажирскими кузовами без дверей, строившиеся совместно с Ирбитским мотоциклетным заводом. Все они имели 750-кубовые мотоциклетные моторы, независимую подвеску всех колес и трансмиссию с колесными редукторами, постоянным приводом на передние колеса и жестко подключаемым задним приводом.
Вторая серия полноприводных «микролитражек» – это автомобили НАМИ-049 «Огонек» (1958 г.) и НАМИ-049А «Целина» (1960 г.), адресованные сельскому хозяйству. У «Огонька» все агрегаты были такими же, как на автомобилях серии НАМИ-032, отличался только кузов – он стал закрытым, типа универсал, со стальным пространственным каркасом и пластиковыми наружными панелями.
В ходе испытаний автомобилей серии НАМИ-032 и НАМИ-049 стало очевидно, что мотоциклетный мотор для внедорожника – даже маленького – не подходит: слишком недолговечен и не обладает должным крутящим моментом. Поэтому следом в 1960 году был построен новый сельский внедорожник НАМИ-049А с двигателем и модифицированной коробкой передач от «Запорожца». Он получил новый пластиковый кузов типа пикап с бескапотной кабиной и бортовой платформой, снабженной откидными скамейками для пассажиров. Силовой агрегат, трансмиссия и узлы ходовой части «Целины» легли в основу автомобиля ЗАЗ-969, разработанного позднее на Запорожском автозаводе.
Наконец, в 1958 году в институте был создан образец амфибии НАМИ-055 с цельнометаллическим кузовом, выполненным по образу и подобию кузова немецкой амфибии Trippel SG6 военного времени, двигателем от «Москвича» и уникальной пневмогидравлической подвеской, позволявшей регулировать дорожный просвет в диапазоне 80–300 мм.
Некоторое время назад на канале машina был опубликован отдельный пост, посвященный НАМИ-055, кому интересно почитать об этой амфибии подробнее – НАЖМИТЕ СЮДА!
Первую часть про советские внедорожники 1950-х годов читайте здесь
Николай Марков специально для канала МАШINA
Спасибо за внимание! Не забываем ПОДПИСЫВАТЬСЯ на канал, СТАВИТЬ ЛАЙК и ДЕЛИТЬСЯ материалом с друзьями!