Найти тему
Настасья Veter Мокич

Загадка еврейского народа: Шабат

Вот уж не думала, что в Иерусалиме – городе моей любимой еды, рискую остаться… голодной! А потому что — Шабат.

В Шабат нельзя работать, готовить, завязывать шнурки, нажимать на кнопки лифта… Вообще создавать ничего нельзя.

Шабат – седьмой день недели (у евреев седьмой день – суббота), день, когда Бог закончил создание мира и отдыхал от всего. Для еврея “Суббота” – одна из главных 10 заповедей, которые получил Моисей.

Сначала кажется сложным и абсурдным запрет на всякую работу. Но с другой стороны – ведь это чудесное время, чтобы сосредоточиться на себе, своей семье, беседах, любви.

Шабат, Шалом

Итак, в Иерусалим мы приехали после полудня в пятницу. Город сразу удивил живой энергетикой. Она с первых шагов по Святой Земле напитала, усталости не осталось ни капли. На этом заряде дошли пешком  от вокзала до отеля, любовались нестандартной картинкой: евреи-ортодоксы, много ортодоксов, одеты в одинаковую и странную для нас одежду, да еще и в такую жару.

Для туристов верующие - как герои фантастического фильма
Для туристов верующие - как герои фантастического фильма

Как будто я в фантастическом фильме, о параллельном мире, где все жители одинаковые и … совсем на нас не похожие. Прошли квартал ортодоксов, оказались на базаре, столько шума и людей, светские евреи, представители других многочисленных национальностей, проживающих здесь, туристы, все одетые по-разному, громко говорят, громко смеются, покупают много провизии (перед Шабатом нужно успеть приготовить еду до заката на сутки, ведь в Шабат готовить нельзя).

Улицы Иерусалима
Улицы Иерусалима

Мы решили дойти до отеля, принять душ, переодеться и уже не спеша наслаждаться иерусалимской кухней.

Знали бы мы, что спустя всего час выйдем на улицу и увидим пустые улицы и закрытые двери. Все закрыто! На улице – ни души, пара одиноких туристов. Не работает общественный транспорт. Пошли пешком по тихому и безлюдному Иерусалиму.

Дороги опустели до неузнаваемости (одна из центральных улиц)
Дороги опустели до неузнаваемости (одна из центральных улиц)

Интуиция привела в Старый Город. Он обнесен стенами, там находятся ключевые культурные, духовные ценности и достопримечательности. Конечно, там много туристов, а где много туристов накормят всегда. Еще Старый Город разделен на четыре квартала, там издревле живут, кроме евреев, и другие народы – арабы (мусульманский квартал), армяне (армянский квартал), христиане (христианский, соответственно). Они не соблюдают Шабат и продолжают работать.

Одни из ворот Старого города
Одни из ворот Старого города

Мы перекусили горячими ароматными кебабами в мусульманском квартале и пошли к Стене Плача.

Стена Плача – главная святыня иудеев. В переводе с иврита “Западная Стена”, на английском название сохранилось – «Western Wall», единственное, что осталось от храма, построенного царем Давидом на Храмовой горе. И евреи (и не только) молятся возле нее, а молясь – часто льют слезы, об утерянном храме, перед стеной которого они стоят. Поэтому в русском языке ее называют “Стеной Плача”.

«Стена Плача» перед Шабатом
«Стена Плача» перед Шабатом

Стена разделена на две половины – мужскую и женскую, подойти к ней может каждый в любой день. Многие между кирпичей кладут записки с просьбами, считается, что отсюда они быстрее всего попадут в Небесную канцелярию. Записок здесь сотни тысяч.

Если хотите фотографировать, лучше прийти не в Шабат. После захода солнца снимать нельзя. Это связано с тем, что в Шабат евреям нельзя создавать и фотографии, а попасть на фото – значит стать участником его создания.

Именно в Шабат стоит прийти для того, чтобы своими глазами увидеть громкое и яркое зрелище — встречу Субботы.

Ближе к шести часам людей становится больше, горожане и туристы собираются на площади перед Стеной. Молодые люди в военной форме, светские евреи, ортодоксы целыми семьями.

Ортодоксы идут к Западной Стене, молятся, раскачиваясь из стороны в сторону. К ним присоединяются большинство евреев-мужчин, надевая кипу. На женской половине все проще – должны быть закрыты плечи и у женщин из ортодоксальных семей —  волосы.

После молитв начинаются песни и танцы. Евреи пьют вино (кидуш – еврейский обряд освещения, его делают над бокалом вина, перед праздниками), едят, улыбаются, смеются и кричат “Шабат Шалом!”. Праздник жизни!

Наблюдая за этим,  я понимаю, что мы слишком много времени уделяем правилам, стереотипам, суете. А о простых радостях и ценностях иногда забываем  – семье, друзьях, еде, созерцании. О самих себе.

Ортодоксы посвящают это время молитвам. Светские евреи – общению, веселью, отдыху. А туристы смотрят и делают выводы – важно просто отдыхать. Даже Бог сказал, что это важно.

После вечернего представления все расходятся по домам. Время побыть с семьей. А мы идем гулять по пустому ночному Иерусалиму. Вдыхаем запах розмарина – здесь он растет как сорняк. Любуемся сверкающими огнями ночного пейзажа – кто-бы мог подумать, что этому городу уже пять тысяч лет! И какие страсти здесь только не кипели…

Стены Старого города ночью 
Стены Старого города ночью 
И кусты розмарина по обочинам 
И кусты розмарина по обочинам 

Суббота в Иерусалиме

Суббота – день пустых улиц и расслабленных израильтян. Прогуливаясь по городу чувствуешь себя героем другого фантастического фильма, в котором все жители внезапно исчезли. Или попрятались по домам. Лучшее время для фотографий. Однако, помните, что общественный транспорт не ходит, тем, кто живет рядом со Старым Городом – повезло, там таки опять кипит жизнь!

Вид на стены Старого города снаружи
Вид на стены Старого города снаружи
Старый город, вид сверху
Старый город, вид сверху
Самый известный иерусалимский пейзаж
Самый известный иерусалимский пейзаж

В мусульманском квартале завтракайте лахухом (вроде оладий) и кнафе (нежнейший, сочнейший десерт из сыра, орехов и тонких нитей теста), запивайте гранатовым соком или кофе по-восточному, в турке, с кардамоном. В армянском покупайте пеструю керамику. В Христианском загляните в Храм Гроба Господя, купите свечей, опалите благодатным огнем, привезите свечи домой. А по тихому еврейскому кварталу (тихому только в этот день!) можно размеренно гулять, думая о вечном, трогая руками стены, которые помнят так много. Здесь уютно. В узких переулках спрятались горшки с цветами, за ними – кошки, за окнами закрытых домов я разглядела библиотеки, галереи, мастерские художников и ювелиров. Как будто заглянула в тайну. Вернусь завтра, чтобы увидеть больше.

Кнафе
Кнафе
Арабские десерты
Арабские десерты
Армянская керамика
Армянская керамика

Экскурсии для служащих в армии, военные должны знать, что они защищают 
Экскурсии для служащих в армии, военные должны знать, что они защищают 

После Шабата

После захода солнца в субботу город оживает. Начинается новый день – воскресенье (новый день у евреев начинается не с рассветом солнца, а с закатом).

Владельцы ресторанов выносят столики на улицу, открываются магазины, снова ходит общественный транспорт. В переулках снова продают финиковое мороженое и пиццу большими отдельными кусками. Возле киосков со швармой и фалафелем снова очереди. На обочинах Иерусалима появляются уличные музыканты, вокруг ник – танцующие прохожие.  Смех, много людей, атмосфера кипящей жизни. Как будто она и не исчезала на сутки. Такой радостный город-улий.

Не во всех городах Израиля Шабат встречают так же, как в Иерусалиме. Все-таки Иерусалим – духовная мекка и там отношение более консервативное к праздникам. В Тель-Авиве же и Эйлате Субботе не придают такого сакрального значения, но и стороной не обходят – веселятся и отдыхают.

“Работает только общепит” – говорит знакомый повар из Тель-Авива, в это время, конечно, посетителей кафе, ресторанов и баров еще больше!

До путешествия в главную резиденцию Бога на Земле – Израиль, я много слышала о Шабате, читала, но все никак не чувствовала его идею. Ну не работают евреи сутки, ну нельзя им ничего создавать, но почему? Что плохого в постоянном движении, в работе, в деятельности? И только на Святой Земле осознала сильную философскую и духовную основу праздника.

Шабат – время, когда можно легально ничего не делать, уделять внимание себе и близким. Просто есть, просто лежать, просто молиться. Без чувства вины о “потраченном впустую дне”. Согласитесь, что-то в этом есть? Лично я возьму себе в будничную суету Шабат. Время “сладкого ничегонеделания”. Абсолютно ленивый день, с чистой совестью.

Вид на Иерусалим из окна отеля на 20 этаже
Вид на Иерусалим из окна отеля на 20 этаже