X или Y? Нет, это я не о математике. И не о хромосомах. Вчера вечером занималась так сказать саморазвитием, самообразованием. Что обернулось не только просмотром интересного вебинара, но и сгоревшим дотла ужином)
Пытаясь постичь тонкости образования и воспитания нового поколения, познакомилась с теорией поколений. Мои ученики, наши дети – это поколение Z. Умные учёные доказали, что все их личностные особенности и отношение к учёбе сформированы условиями общества и исторических событий.
Это дети, которые родились «с планшетом в руках». Это так называемые «цифровые люди». Получается, и родители и учителя не правы, когда пытаются отобрать у своих чад технику и заменить телефон книгой. Как мы привыкли. Новое поколение зависимо от новейших технологий. Из-за этого их нервозность, нетерпеливость. Они менее амбициозны, чем их мамы и папы. Часто слышу от родителей своих учеников: «Они ничего не хотят! Нет никаких целей!» Вот откуда ноги-то растут.
Они, как гласит учёный – потребители и индивидуалисты. А мы путаем со словом «эгоисты».
Для наших детей, к сожалению, авторитеты, зачастую, ни родители, ни учителя, а СЕТЬ всемогущая и всезнающая. Вот почему так трудно, иногда невозможно, а может и не нужно вытаскивать детей из он лайн игр, социальных сетей. Нас, взрослых, шокирует, насколько откровенно дети общаются в тех же сетях с незнакомыми людьми, доверяют им свои секреты. А как это всё может трагично закончиться.
Ещё нашла для себя ответ, почему дети не любят читать книги, а, особенно, «большие». Даже 10-20 страниц кажутся для них непосильной ношей. Оказывается, дети нового поколения мыслят категориями твитов, статусов, постов. Их "мышление фрагментарно, суждения поверхностны". Наверное, придётся переписывать всю классику в данную, доступную форму:
Убил Раскольников старушку,
Чтобы познать свой мир.
Попал в моральную ловушку.
Он тварь или кумир?
Дети не любят улицу, походы, поездки. Им гораздо комфортнее и уютнее сидеть в Интернете дома на диване. Вот почему, когда мы с моим классом «выходили в люди» - в кино, на каток, в соседний город на экскурсию, мы с родителями радовались больше и сокрушались: «Ну ничего им неинтересно!!!»
Кроме того, наши детки больше разбираются в высоких технологиях, нежели в эмоциях и человеческом поведении. Вот почему они порой кажутся нам безучастными, апатичными, жёсткими. Ничего не видят, не слышат, не помнят, «вечно сидят в компе». Они обесценивают живое общение. Это, к сожалению, данность.
Ученики сейчас обладают «клиповым» мышлением, именно поэтому они не могут сосредоточиться на уроке более 15 минут. Но в то же время клиповость делает современных детей «Цезарями». Они одновременно могут слушать музыку, делать уроки, редактировать фото, бродить по сайтам, играть в игру… Как следствие – рассеянность, гиперактивность, дефицит внимания.
Что касается памяти, солидарна с учёными – у детей сейчас кратковременная память развита, а вот долговременная практически отсутствует. Поэтому спустя несколько уроков, уже не помним, что было в начале темы. Каждый раз слышим правило, как в первый) Зачем запоминать надолго, когда можно в любой момент «загуглить»? Это мы с вами помним стихи со школы и можем цитировать письмо Татьяны, хоть ночью нас разбуди, наизусть помним телефоны, дни рождения друзей и родственников. А наши деточки, уже взрослые, не могут вспомнить, сколько маме лет!!!!!!!!!!!!! И никак не выучат спряжение глагола «to be», будь он неладен)))
Главным трендом нынешнего поколения является инфантилизация, ведущая к безответственности. А если прибавить к этому ещё и конфликт отцов и детей, который сейчас стал острым, как никогда. Дети ни боятся, ни уважают родителя своего. Что уж говорить об учителях?
Психологи советуют учителям переключиться на личностно-ориентированный подход, который заключается в «педагогической поддержке индивидуального развития личности», а не в банальной передаче знаний от взрослого к ребёнку. Интересно, как это реализовать на практике, когда в школе больше половины учителей пенсионного и постпенсионного возраста. Они будут «вбивать» знания в головушки учеников по старинке авторитарным методом безо всяких возражений) И что лучше?
Основной мотивацией для учеников сейчас является не оценка, не аттестат, не похвала, а практическая ценность знаний. У детей появляется цель выучить, когда я предлагаю им снять видеоролик и отослать их английским «коллегам». С учениками 5 и 6 класса мы ведём переписку на сайте epals.com, где можно общаться со сверстниками и делать педагогические проекты с детьми из англоязычных стран. Или некоторые уже общаются с иностранцами на Facebook и других сетях. Появляется интерес, когда какая-то лексика или тема нужна для общения в чате он лайн игры.
В диалоге с детьми советуют использовать совет, совместное обсуждение и полностью исключить приказ, предупреждение, угрозу, критику, нравоучение. Так что, уважаемые родители, ремень – в сторону, обсуждаем, хвалим, советуем!
«Новые» дети лучше всего воспринимают в уроке яркость, зрелищность, наглядность. Даёшь в каждый класс интерактивные доски, проекторы, маркеры, Интернет, ну на крайний случай, цветной принтер, наборы карточек, цветные мелки! Вместо устной лекции – видеоролик. Получается, вместо учебников мы скоро перейдём на флешки, планшеты с видеолекциями, фильмами. Советуют также вести школьный или классный блог и обсуждать с учениками интересующие их темы. Это очень всё нужно и полезно, но тогда учитель должен быть всегда он лайн. А когда учителю быть просто человеком?)
А как вы считаете, есть смысл в теории поколений? Как правильнее обучать наших маленьких Zоrro?)