29 сентября на 85 году жизни умер певец и гитарист Отис Раш (Otis Rush), легенда чикагского блюза 1950-60-х гг. (даты жизни 29 апреля 1934 - 29 сентября 2018). Хотя слава музыканта была создана его выступлениями 1950-60-х гг. и особенно его пластинками на историческом чикагском блюзовом лейбле Chess, он — уже в статусе легенды блюза — не покидал сцену, активно выступал и выпускал пластинки. Он записывался до 1998, гастролировал до 2003, затем перенёс инсульт и вынужден был остановить выступления, хотя изредка появлялся на сцене. Последний раз Отис Раш появился на публике на Чикагском фестивале 2016 г., где уже не играл, а просто приветствовал публику как специальный гость.
Главный редактор «Джаз.Ру» Кирилл Мошков, автор книги «Блюз. Введение в историю» и автор программы об афроамериканской музыке «Чернозём», которая выходила в эфир на одной из ныне не существующих московских радиостанций в 1995-97 гг., пишет об уходе Раша из жизни в своём блоге:
Вот эту самую песню, «You Know My Love» (1960), я десятки раз ставил в радиоэфир в середине 90-х на «Радио РаКурс». Уж очень она, с монументальным акустическим контрабасом великого Уилли Диксона и плывущим, поющим звуком электрогитары самого Раша, соответствовала моим ощущениям тогда. Впрочем, и сейчас.
Раш родился в Филадельфии, в трёх часах езды от Нью-Йорка, но южный блюзовый стиль стал его вторым Я, когда в молодости он переехал в Чикаго и в 1956 г. дебютировал выпуском сингла (пластинки с двумя песнями, по одной на каждой стороне) на крошечном чикагском лейбле Cobra. Однако подлинный стиль Раша, с яростной, перегруженной, певучей электрогитарой и полнозвучным сопровождением джазовой духовой секции, громких ударных и мощного баса, сложился в период его работы на фирму грамзаписи Chess. Эту компанию создали в 1950 г. в южном районе Чикаго два еврейских иммигранта из Польши, братья Чыж (Chess — американизированная форма их фамилии Czyż, которую иммиграционный чиновник в нью-йоркском порту оказался не в состоянии разобрать и правильно записать). Леонард и Фил Чесс жаловались, что не понимают южного афроамериканского говора большинства своих артистов, но пластинки местных блюзменов в те годы моментально сметали с прилавков магазинов — а как пахнут деньги, два оборотистых парня прекрасно понимали. Среди звёзд их лейбла постепенно оказались почти все великие блюзмены двух поколений: тех, кто пришёл в блюз в 1940-е и 50-е, и тех, кто шёл по их следам на рубеже 50-60-х гг. — Мадди Уотерс, Хаулин Вулф, Литл Уолтер, Сонни Бой Уильямсон II, Бадди Гай и другие, в том числе и Отис Раш.
На рубеже 1950-х и 60-х важной творческой силой лейбла Chess был контрабасист, композитор и продюсер Уилли Диксон, который спродюсировал для Раша много успешных пластинок, начиная с самой первой записи Отиса для Chess, «I Can't Quit You Baby» (1956). Она стала и первым успехом гитариста и певца в ритм-н-блюзовых чартах. Впоследствии эту песню перепело множество рок-исполнителей, начиная с британской группы Led Zeppelin.
Хотя родился Раш на Восточном побережье, а жил и работал в холодном северном Чикаго, фирменным стилем гитариста-левши навсегда стала техасская ковбойская шляпа и по-южному страстное исполнение блюза, где яркий вокал переплетался со столь же ярким звуком электрогитары, которая пела, оплетая голос вокалиста и короткими фразами откликаясь на те строчки, что он пропевал. Этот стиль оказал огромное влияние на музыкантов следующих поколений, среди которых в любви к музыке Раша изъяснялись Эрик Клэптон, Джими Хендрикс и множество других.
Понравилось? Ставьте лайк (значок с большим пальцем вверх справа внизу) и подписывайтесь на канал, чтобы увидеть новые публикации!