Найти тему
PLANESPOTTING

Последний пассажирский рейс "Ижмы" (Ту-154 а/к "Алроса") - большой фоторепортаж

 В аэропорту Толмачёво в субботу 29 сентября состоялась торжественная церемония встречи самолёта Ту-154М «Ижма» "Авиакомпании АЛРОСА» (бортовой номер RA-85684), который совершил свой последний полёт. Далее легендарный самолет будет передан в Музей истории авиации аэропорта "Толмачево".
В аэропорту Толмачёво в субботу 29 сентября состоялась торжественная церемония встречи самолёта Ту-154М «Ижма» "Авиакомпании АЛРОСА» (бортовой номер RA-85684), который совершил свой последний полёт. Далее легендарный самолет будет передан в Музей истории авиации аэропорта "Толмачево".
1. Напомним, что история самолёта Ту-154М «Ижма» легла в основу одной из сюжетных линий фильма «Ёлки-2». 7 сентября 2010 года авиалайнер с бортовым номером RA-85684 выполнял рейс «Удачный — Москва», но через 3,5 часа после взлёта на борту произошла полная потеря электропитания, которая привела к отключению бортовых навигационных систем. Кроме того, отключился и электропривод топливных насосов. Экипаж понял, что не сможет долететь до аэропорта назначения или пригодного запасного аэродрома. В итоге Ту-154М приземлился на территории Республики Коми — в бывшем аэропорту Ижма, на взлётной полосе, которая была давно выведена по документам из эксплуатации, не освещена и не пригодна для самолётов этого типа. Удачная посадка во многом стала возможна потому, что взлётно-посадочная полоса поддерживалась в удовлетворительном состоянии начальником вертолётной площадки Сергеем Сотниковым, который на протяжении 12 лет по своей инициативе добросовестно следил, чтобы на полосе не было мусора, посторонних объектов и не рос кустарник. Аэропорт был бывшим аэропортом местных воздушных линий, который после закрытия в 2003 году использовался только как вертолётная площадка, а его взлётно-посадочная полоса длиной 1325 метров для взлётов и посадок Ту-154 была непригодна. Аэродром был закрыт для приёма самолётов в 2003 году После посадки самолёт выкатился за пределы взлётно-посадочной полосы на 164 метра и въехал в лес. Никто из находившихся на борту пассажиров и членов экипажа тогда не пострадал.
1. Напомним, что история самолёта Ту-154М «Ижма» легла в основу одной из сюжетных линий фильма «Ёлки-2». 7 сентября 2010 года авиалайнер с бортовым номером RA-85684 выполнял рейс «Удачный — Москва», но через 3,5 часа после взлёта на борту произошла полная потеря электропитания, которая привела к отключению бортовых навигационных систем. Кроме того, отключился и электропривод топливных насосов. Экипаж понял, что не сможет долететь до аэропорта назначения или пригодного запасного аэродрома. В итоге Ту-154М приземлился на территории Республики Коми — в бывшем аэропорту Ижма, на взлётной полосе, которая была давно выведена по документам из эксплуатации, не освещена и не пригодна для самолётов этого типа. Удачная посадка во многом стала возможна потому, что взлётно-посадочная полоса поддерживалась в удовлетворительном состоянии начальником вертолётной площадки Сергеем Сотниковым, который на протяжении 12 лет по своей инициативе добросовестно следил, чтобы на полосе не было мусора, посторонних объектов и не рос кустарник. Аэропорт был бывшим аэропортом местных воздушных линий, который после закрытия в 2003 году использовался только как вертолётная площадка, а его взлётно-посадочная полоса длиной 1325 метров для взлётов и посадок Ту-154 была непригодна. Аэродром был закрыт для приёма самолётов в 2003 году После посадки самолёт выкатился за пределы взлётно-посадочной полосы на 164 метра и въехал в лес. Никто из находившихся на борту пассажиров и членов экипажа тогда не пострадал.
2. Вначале сообщалось о намерении авиакомпании-владельца списать повреждённый самолёт, но впоследствии лайнер был перегнан под руководством Рубена Есаяна сначала в Ухту, а потом в Самару, где был отремонтирован и 16 июня 2011 года был возвращён владельцу для использования на регулярных авиалиниях. Позже борт поменял корпоративную раскраску на новую. Торжественный проход над полосой на высоте выравнивания с выпущенными шасси - лоупасс.
2. Вначале сообщалось о намерении авиакомпании-владельца списать повреждённый самолёт, но впоследствии лайнер был перегнан под руководством Рубена Есаяна сначала в Ухту, а потом в Самару, где был отремонтирован и 16 июня 2011 года был возвращён владельцу для использования на регулярных авиалиниях. Позже борт поменял корпоративную раскраску на новую. Торжественный проход над полосой на высоте выравнивания с выпущенными шасси - лоупасс.
3. Ту-154М был выпущен Самарским авиационным заводом «Авиакор» 12 сентября 1990 года. 30 октября того же года был передан авиакомпании «Аэрофлот» (МГА СССР, Восточно-Сибирское УГА, Читинский ОАО). В 1993 году был передан авиакомпании «Читаавиа», от неё 21 сентября 1998 года был взят в лизинг авиакомпанией «Саяны». 28 мая 1999 года был куплен авиакомпанией «Алроса». Оснащён тремя двухконтурными турбореактивными двигателями Д-30КУ-154-II Рыбинского моторостроительного завода.
3. Ту-154М был выпущен Самарским авиационным заводом «Авиакор» 12 сентября 1990 года. 30 октября того же года был передан авиакомпании «Аэрофлот» (МГА СССР, Восточно-Сибирское УГА, Читинский ОАО). В 1993 году был передан авиакомпании «Читаавиа», от неё 21 сентября 1998 года был взят в лизинг авиакомпанией «Саяны». 28 мая 1999 года был куплен авиакомпанией «Алроса». Оснащён тремя двухконтурными турбореактивными двигателями Д-30КУ-154-II Рыбинского моторостроительного завода.
4. В связи с истечением срока действия сертификата лётной годности и с учётом плодотворного, более чем 20-ти летнего, сотрудничества, руководство "Авиакомпании АЛРОСА" приняло решение о передаче воздушного судна в Музей истории авиации аэропорта Толмачёво. В музее новосибирского аэропорта уже находятся два самолёта-памятника, авиакомпании «Сибирь» (S7 Airlines) – Ту-154М (бортовой номер RA-85628) и Ил-86 (бортовой номер RA-86097).
4. В связи с истечением срока действия сертификата лётной годности и с учётом плодотворного, более чем 20-ти летнего, сотрудничества, руководство "Авиакомпании АЛРОСА" приняло решение о передаче воздушного судна в Музей истории авиации аэропорта Толмачёво. В музее новосибирского аэропорта уже находятся два самолёта-памятника, авиакомпании «Сибирь» (S7 Airlines) – Ту-154М (бортовой номер RA-85628) и Ил-86 (бортовой номер RA-86097).
5. «Для любой отрасли, а для гражданской авиации особенно, огромное значение имеет сохранение традиций и истории достижений прошлых поколений, — отметил генеральный директор АО «Аэропорт Толмачево» Евгений Янкилевич. — Именно поэтому в своё время было принято решение о создании музея авиации в новосибирском аэропорту Толмачёво. Уверен, благодаря поддержке наших партнёров-авиакомпаний, их вкладу в увековечивание истории авиации мы создадим музей авиации, наполненный самыми интересными экспонатами.
5. «Для любой отрасли, а для гражданской авиации особенно, огромное значение имеет сохранение традиций и истории достижений прошлых поколений, — отметил генеральный директор АО «Аэропорт Толмачево» Евгений Янкилевич. — Именно поэтому в своё время было принято решение о создании музея авиации в новосибирском аэропорту Толмачёво. Уверен, благодаря поддержке наших партнёров-авиакомпаний, их вкладу в увековечивание истории авиации мы создадим музей авиации, наполненный самыми интересными экспонатами.
6. Заключительный рейс из Мирного в Толмачево транслировали инстаграммы Алросы и аэрпорта Толмачево. Сделав круг, борт совершает последнюю посадку на ВПП в своей жизни.
6. Заключительный рейс из Мирного в Толмачево транслировали инстаграммы Алросы и аэрпорта Толмачево. Сделав круг, борт совершает последнюю посадку на ВПП в своей жизни.
7.
7.
8. В Сибири уже осенние краски
8. В Сибири уже осенние краски
9.
9.
10. Заруливание на стоянку 51.
10. Заруливание на стоянку 51.
11. Подача трапа
11. Подача трапа
12. Пассажиры и участники мерпориятия получили подарки от компании, а экипаж от аэропорта "Толмачево"
12. Пассажиры и участники мерпориятия получили подарки от компании, а экипаж от аэропорта "Толмачево"
13.
13.
14.
14.
15.
15.
16.
16.
17.
17.
18.
18.
19.
19.
20.
20.
21. Новое поколение уже маячит за спиной
21. Новое поколение уже маячит за спиной
22.
22.
23. Экипаж. Самолет пилотировал Герой России Андрей Ламанов (тогда в Ижме он был вторым пилотом), а встречал в Толмачёво - Герой России Евгений Новосёлов (В тот полет он был КВСом). Евгений Новоселов (второй слева) - карьеру летчика начал в Республике Дагестан, с должности второго пилота на самолете Ан-2. До начала боевых действий в Чеченской Республике, совершал рейсы в горные районы. В 1994 году поступил в Санкт-Петербургскую академию гражданской авиации, где освоил новый вид воздушного судна - пассажирский самолет Ту-154. Окончив академию - переехал в город Москва, где продолжил летную работу в авиакомпании «Внуковские авиалинии». С 2001 года, Новоселов перешел в якутскую авиакомпанию «АЛРОСА», в 5-й летный отряд. Сейчас он пересел на "Боинги"
Андрей Ламанов (третий слева) - В 1988 году окончил Актюбинское высшее лётное училище гражданской авиации (ныне — Военный институт сил воздушной обороны) по специальности «инженер-пилот». По распределению вернулся в родной Костанай, летал на Ан-24. Здесь же получил путёвку в большую авиацию — переучился на Ту-154, выполнял международные рейсы. Затем был переведён в Москву, работал в компании Внуковские авиалинии, позднее в Мирнинском авиапредприятии АК «Алроса» в 5-м лётном отряде командиром экипажа Ту-154. К сентябрю 2010 года имел 10500 часов налёта.
23. Экипаж. Самолет пилотировал Герой России Андрей Ламанов (тогда в Ижме он был вторым пилотом), а встречал в Толмачёво - Герой России Евгений Новосёлов (В тот полет он был КВСом). Евгений Новоселов (второй слева) - карьеру летчика начал в Республике Дагестан, с должности второго пилота на самолете Ан-2. До начала боевых действий в Чеченской Республике, совершал рейсы в горные районы. В 1994 году поступил в Санкт-Петербургскую академию гражданской авиации, где освоил новый вид воздушного судна - пассажирский самолет Ту-154. Окончив академию - переехал в город Москва, где продолжил летную работу в авиакомпании «Внуковские авиалинии». С 2001 года, Новоселов перешел в якутскую авиакомпанию «АЛРОСА», в 5-й летный отряд. Сейчас он пересел на "Боинги" Андрей Ламанов (третий слева) - В 1988 году окончил Актюбинское высшее лётное училище гражданской авиации (ныне — Военный институт сил воздушной обороны) по специальности «инженер-пилот». По распределению вернулся в родной Костанай, летал на Ан-24. Здесь же получил путёвку в большую авиацию — переучился на Ту-154, выполнял международные рейсы. Затем был переведён в Москву, работал в компании Внуковские авиалинии, позднее в Мирнинском авиапредприятии АК «Алроса» в 5-м лётном отряде командиром экипажа Ту-154. К сентябрю 2010 года имел 10500 часов налёта.

 24. Евгений Новоселов прощается с родным "кораблем"
24. Евгений Новоселов прощается с родным "кораблем"
25.
25.
26.
26.
27. После мероприятия самолет отогнали на стоянку, где стояли Ту-154 Сибири. Предполагается, что будут демонтированы двигатели и некоторое оборудование, кабина и салон останутся целыми, далее самолет займет после подготовки свое место на экспозиции рядом с Ил-86.
27. После мероприятия самолет отогнали на стоянку, где стояли Ту-154 Сибири. Предполагается, что будут демонтированы двигатели и некоторое оборудование, кабина и салон останутся целыми, далее самолет займет после подготовки свое место на экспозиции рядом с Ил-86.
28. Пока эпоха Ту-154 в Алросе не заканчивается. До 2021 года летает недавно покрашенный 85757, а также есть в плане взять еще один Ту-154 У КузбассАэро. Ту-134 тоже пока продолжает полеты
28. Пока эпоха Ту-154 в Алросе не заканчивается. До 2021 года летает недавно покрашенный 85757, а также есть в плане взять еще один Ту-154 У КузбассАэро. Ту-134 тоже пока продолжает полеты
29. Тот самый экипаж, Герои России
29. Тот самый экипаж, Герои России
30. После пресс-конференции самолет смогли посетить участники встречи.
30. После пресс-конференции самолет смогли посетить участники встречи.
31.
31.
32.
32.
33.
33.
34.
34.
35.
35.
36.
36.
37.
37.
38.
38.
39.
39.
40. Салон на 150 мест разделен на три отсека
40. Салон на 150 мест разделен на три отсека
41.
41.
42.
42.
43.
43.
44. Бизнес-класс
44. Бизнес-класс
45. Кокпит
45. Кокпит
46. Удачи тебе, Тушка, в новом качестве!
46. Удачи тебе, Тушка, в новом качестве!
47. Сувенирчики на память, была еще шоколадка и бортовой журнал )
47. Сувенирчики на память, была еще шоколадка и бортовой журнал )

Помимо Ту-154, нащелкали мы и другой траффик, и "полтинник" был в этот день не единственным представителем семейства". Об этом скоро в других репортажах!
Благодарю аэропорт "Толмачево и авиакомпанию "Алроса" за возможность прикоснуться к авиаисториии.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц