Найти тему
ПОКЕТ-БУК: ПРОЗА В КАРМАНЕ

Чудаки

Автор: Наталья Игнатова

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
«ОГРАБЛЕНИЕ ПО….»
1.
…Декабрь выдался холодным и суровым. А тут еще сессия на носу! Как никак середина учебного года. Поэтому в Храме Знаний торжественная тишина.. Идут занятия. Огромный просторный холл пуст. Но что это за странные звуки? Какие-то тихие всхлипывания и обиженные бормотания… Ага! Вот оно в чем дело. У самого окошка примостились три подружки и ведут тихий, но взволнованный разговор. В то время как портреты великих людей укоризненно смотрят на «невольных прогульщиц» такого нужного предмета, как психология!
Студентка первого курса журналистики Юлька Вересова не пошла на лекции. Она безутешно рыдает в коридоре на плече однокурсницы – Ларисы Мироновой. Рядом стоит еще одна девушка – Лиза Гранина. Она молча, но строго переводит взгляд с одной подруги на другую.
- Зачем в переполненный было лезть, подождать не могла? – не выдержав, укоряет Лиза.
- Я опаздывала, - жалобно тянет Юлька. - У отца в машине мотор заглох…
- Бедная маленькая девочка, - презрительно хмыкает Лиза. – Как же другие не опаздывают?
- Успокойтесь, пожалуйста, - миролюбиво просит Лариса. – Ничего страшного ведь не произошло?
- Это ты называешь, не произошло! - недоумевает Лиза и строго Юльке: - Слышь, Вересова, а поймать такси или сесть на маршрутку ума не хватило?
- Говорят же, - злится Юлька, - Подошел троллейбус, и меня туда подсадили!
- Ты что «дичь»? – ехидничает Лиза.
- Какая дичь? – изумляется Юлька.
- «Утка подсадная», - хмуро поясняет Лиза, - которую впихнули в «ловушку», чтобы потом удобнее было обчистить!
- Да-а, не-е-ет, - протяжно оправдывается Юлька. – Наверное…
- Понятно, - тянет Лиза, а потом патетически. – Вот что значит реалити-шоу по телеку с утра до вечера смотреть!
- При чем тут это? – Юлька сдвинула узенькие брови и нахмурилась. – Одно к другому?
- Лиза, ты что? – рассудительно увещевает сокурсницу Лариса. – Чего тебе понятно? И вообще…такое со всяким могло произойти.
- Наша Вересова привыкла, - не унимается Лиза, - что за нее думают другие, вот и попалась как рыбка на крючок!
Неожиданно Юлька соглашается:
- Они такие…злые! Я решила, мне помогают, а оказалось…
-…грабят! – удовлетворенно констатирует Лиза. – Ты хоть запомнила их? Описать сможешь?
Юлька огорченно задумывается, в то время как будущий юрист Елизавета Гранина довольно потирает руки: «Сколько раз говорила им: «бдительность и осмотрительность – всегда и везде», но Юльку разве вразумишь. Да и Лариса со своей добротой… Ага! Доигрались. Теперь будут знать, как всем доверять! А может это и есть то самое, настоящее расследование! Вот бы раскрыть преступление, поймать бандитов, и тогда все узнают…»
2.
Что узнают они (то есть окружающие) Лиза додумать не успела, Лариса тихонько толкнула ее локтем в бок. В глазах подруги немой вопрос: «О чем размечталась? Юльку надо спасать. Но как?»
Пока Юлька размышляла о предстоящем разговоре с суровым преподавателем, а потом с родителями, а Лиза примеривала на себя роль супер-вумен, Лариса внимательно наблюдала за обеими. Затем укоризненно покачала головой. Ей неприятно, что Лизу больше всего интересуют детали, а не горько плачущая от злости и обиды Юлька. И какое теперь дело: кто виноват? Девушка вздыхает и тут же озвучивает: «Ну? Как Юле помочь?» Лиза надменно молчит, хотя мысленно уже ответила: «Сама встряла, сама пусть и выпутывается! При чем тут мы? И так лекцию из-за нее прогуляли…»
Лариса вздыхает и не находит ничего лучшего, как начать утешать бедняжку, в который раз выслушивая все подробности «ограбления по…». Пока «убитая случившимся» Вересова, жалобно бормочет на ее плече, Лиза окончательно приходит в себя и… продолжает наставительно «читать нотации»
- Нельзя быть «жертвой»! – патетически восклицает она. - Взять и так неосмотрительно довериться чужим? Нужно взрослеть, а ты привыкла, что за тебя решают родители.
- Ой, не напоминай, - причитает только-только успокоившаяся Юлька. - Отец убьёт, когда узнает!
- За что? – всплескивает руками Лариса, затем протягивает подружке ароматическую салфетку. – Возьми апельсиновую! Благодарно кивнув, несчастная вытирает уголки глаз и уточняет: - Как я выгляжу?
- Вот тут еще, - Лариса бережно смахивает слезинку с ее щеки. Тем временем Лиза холодно поясняет:
- Они же ее никуда без охраны не выпускают, боятся!
- Меры предосторожности никогда не помещают, - оправдывается потерпевшая, глядясь в зеркало и кокетливо поправляя челку. – Просила же постричь короче, а она: «так будет естественнее!»
- И что? – хмыкает Лиза, пропустив замечание о не угодившем стилисте. Ее сейчас интересует другое! – Помогло это тебе? Если захотят…
- Ты не понимаешь, - капризно тянет Юлька. - У папы крупная фирма по…
Вошедшая в роль прокурора Лиза перебивает:
– Это как водится: конкуренты, рэкэт, незаконные капиталообороты, разделение сфер влияния и прочее.
- Ну, ты загнула! - заступается за отца Юлька. – Детективов насмотрелась? Папа просто частный предприниматель.
- Вот! – поднимает указательный палец вверх девушка в строгом сером костюме. – Все так говорят, а потом ночей не спят. Охрана, сигнализация, камеры слежения - это того стоит? Думаю, нет!
- Лиза! – вполголоса намекает справедливая Лариса. – Перестань! Хватит! Сейчас разговор не о том.
- А о чем? – пожимает плечами «блюстительница законности и порядка». – Ладно, теперь подробнее, что там произошло?
- Как? – возмущенно всплескивает руками Лариса. – Опять показания?
- Скорее допрос, - бурчит себе под нос Юлька. – Словно это не меня обокрали, а я…
- Факты! - как ни в чем не бывало, напоминает Лиза. – Мне нужны не эмоции, а факты. Говори, как на духу!
- Правду и ничего кроме правды, - иронизирует Лариса. – И когда ты перестанешь изображать из себя…
- Я расскажу, - тихо шепчет Юлька. – Только не ссорьтесь, пожалуйста!
3.
… За час до повествуемых Юлькой событий, а точнее рано утром в понедельник, она и ее отец «застряли» возле собственного особняка. И это в то время когда нашей первокурснице полагалось мчать на занятия, а у бизнесмена срывалась важная встреча! Как такое могло случиться? А вот так:
По заледенелому асфальту метет мелкая снежная пороша. Небо хмурится серыми тяжелыми облаками. Пронизывающий ветер пробирает насквозь. Завывает в трубах. Кружит мелкие колючие снежные комочки. Словно манная крупа! Даже деревья замерзли, что уж говорить о людях. Подняв воротники, спешат по делам. А эти двое переминаются с ноги на ногу возле заглохшей машины. А вон и водитель угрюмо возится рядом, бормоча под нос:
- У нас ихние машины, что в Африке пингвины! Ну, чего тебе еще, кукла заграничная, заводись.
Шеф стоял рядом, недовольно посматривая на всю эту «мышиную возню».
- Ну? – басом поинтересовался он у парня.
Тот растерянно пожал плечами. Обошел вокруг автомобиля, удрученно качая головой и вздыхая. Прежнему водителю нездоровилось и Вересов дал ему три дня на поправку, а новый… В общем, не привыкшая к нашим морозам «иностранка» отказывалась слушаться и во всю капризничала. Ну, совсем как дочь шефа, стоявшая рядом.
«Как только приеду, разберусь!» - сурово обещает Вересов кому-то, прижимая мобильный плечом. В руках он крепко сжимал какие-то важные документы.
- Папа-а-а, - в который раз заныла Юлька. – Опаздываю-у-у…
Вересов оглянулся:
- Погоди! Не видишь – я занят…
- Тебе всегда-а-а некогда-а-а, - капризничает дочь, а затем жалобно тянет: - Пять минут, пять минут это много или мало…на занятья уже опозда-а-а-ала…
- Я не волшебник? – хмуро напомнил бизнесмен. Водитель разводит руками, мол, я тоже. Затем каждый возвращается к прерванному делу. Личный шофер – к «привередливому средству передвижения», Вересов – просматривает курс валюты на сегодня.
Юлька вздыхает: нужно что-то делать! Потом, не спеша, направляется на ближайшую к дому остановку. Та в двух шагах и «осложнений» не предвидится! Вызвать по телефону такси, просто не приходит нерадивой студентке в голову. А тут еще на занятия надо спешить, а строгий преподаватель опозданий не прощает. Обязательно выдаст что-нибудь назидательное, заставив сокурсников в который раз хихикать и хитро переглядываться!
Да-а, все бы хорошо, но уехать в «час пик» плюс метель и гололед не по силам даже завсегдатаям вечно опаздывающего городского транспорта! Девушка понимает: с обстоятельствами не поспоришь.
…Время идет. Юлька совершенно замерзла на холодном ветру, но принять участие в «штурме» маршруток, троллейбусов, автобусов так и не решилась. «Безвыходных ситуаций нет, - постоянно учит отец. – Думай, ищи, пробуй. Авось и осенит! В крайнем случае, посмотри: что делают другие…» Другие? Опоздавшая на лекции студентка оглядывается: Ага! Все замерзли и ждут. На лицах недовольство и уныние, а что они могут? Те, кто посильнее и понахальнее – уехали. Остались не очень решительные или не очень спешащие. Охо-хо, что же предпринять?»
4.
- А пешком слабо? – ехидно перебивает рассказчицу Лиза.
- Скользко же! – капризно поясняет Юлька. – А у меня сапоги на шпильках не за одну сотню баксов!
- Понятно, - недовольно тянет приятельница, опуская глаза на отечественные остроносые ботинки, второй год красующиеся на ногах – Проще надо быть к народу, а не провоцировать разных там мошенников своим вызывающим видом! Тоже мне «папина дочка»…
- Как это? – Юлька нервно крутит в розовом ушке бриллиантовую сережку.
- Она имеет в виду, - насмешливо поясняет Лариса. – Голой ходить!
- Ты что? – пугается Юлька.
- Скромной, а не… - раздраженно обрывает Лиза, – как ты там выразилась? Продолжай, Вересова!
Подруга вздыхает и рассказывает дальше:
«…Вдобавок припустил мелкий колючий снег. Пронзительный ветер толкал прохожих в спину, бил наотмашь по щекам. Люди жались на остановках, нетерпеливо переминаясь с ноги на ногу. Маршрутки были переполнены, подошел забитый до отказу троллейбус. Какие-то общительные парни помогли обрадованной Юльке втиснуться внутрь.
- Это было что-то! – широко открыв глаза, делилась впечатлениями не привыкшая к подобному «экстриму» «домашняя девочка». – Мы вчетвером висели на ступеньках…
- Ну и что? – буркнула Лиза. – Я все время так езжу, хотя у нас тоже есть машина. Папа уезжает на работу чуть свет. Мне даже стыдно просить его подбросить меня до университета три остановки! А ты живешь рядом, и каждое утро водитель отвозит тебя на занятия, как… королеву!
- Хватит, – потребовала Лариса. – Не ссорьтесь! Рассказывай дальше, Юля.
- Они такие шутники! - поведала та. - Всю дорогу анекдоты рассказывали…
- Внимание отвлекали, - догадалась «будущий сотрудник правоохранительных органов». – «Щипачи» всегда так делают, пока по сумочкам и карманам шарят. И действуют только бандой. Кто-то «лохов разводит», а другие подстраховывают.
- Ло…чего? – изумляется Юлька.
- Простаков честно заработанных средств к существованию лишают, - перевела Лариса, а потом укоризненно Лизе: - И где ты слов таких набралась?
- У нее же дядя «участковый», а отец юрист, - напомнила Юлька и растерянно вздохнула: - А нам откуда все «тонкости» знать?
– Это к делу не относится, - отмахнулась Лиза. – Так, дальше?
– А на выходе шапку сорвали, - опять поплакалась Юлька.
- Ту дорогую? - нахмурилась будущий правовед. – Из чернобурки? Ага. Ну, кто в таком ездит?
- У меня других нет… - развела руками Юлька. – Папа говорит «имидж все – остальное ничто!»
- Как они с тебя еще шубу твою не сняли? – пригладила туго стянутые в пучок волосы Лиза. – А потом?
- …помахав на прощанье рукой, скрылись за горизонтом, - взволнованно пояснила Лариса. – Представляешь, и никто не вступился!
- Свидетели, значит, были, - задумалась Лиза.
- Большинство стыдливо отвели глаза, - догадливо помрачнела Лариса.
- А толстяк в очках растяпой обозвал! – поджав пухлые губки, пожаловалась Юлька.
«Ну и правильно!» - хотела ответить Лиза, но, поймав просительный взгляд Ларисы, промолчала.
- Потом я обнаружила вот это, - снова залилась слезами Юлька, театрально демонстрируя дорогую кожаную сумочку, основательно изрезанную сбоку, из которой вызывающе торчал край конспекта по психологии.
- Хм-м, - только и смогла вымолвить студентка «правового». – Много пропало?
5.
Юлька с Ларисой переглянулись. Пострадавшая всхлипнула, а ее подруга пояснила:
- Кошелёк, «мобильник» и… ключи от квартиры!
- Самое обидное, - всхлипнула Юлька. - Я им адрес назвала.
- Чего? – в один голос охнули сокурсницы.
- И что теперь будет, - заныла Юлька. - Что бу-у-удет?
- Нужно срочно сообщить в милицию, - резко оборвала ее Лиза.
Так уж повелось, что еще со школы чрезвычайно уравновешенная и правильная Лиза Гранина строго следила за неукоснительным соблюдением закона, хотя бы в рамках их дружной, но несколько «разношерстно-беззаботной» компании.
- А вдруг они уже у тебя дома? – неуверенно предположила Лариса. – Звони скорее родителям!
…Вересов долго ругал дочь по телефону, та лишь покаянно повторяла: «Ну, папа…да, домой. Немедленно. Пришлешь слесаря. Скажет от тебя. Помню, худой, с усами, в рабочем комбинезоне с логотипом твоей фирмы на спине и рукаве «В» в короне. Проверю! Поняла. Повторяю: «Никому нельзя верить!»
В эту минуту прозвенел звонок. Однокурсники плотным кольцом окружили девчонок, забыв даже о буфете.
- Идите, - отмахивалась Лиза. – Перемена большая, успеете еще… насплетничаться.
- Я предупрежу преподавателей, - пообещала Лариса и ободрительно улыбнулась. – Главное, не волнуйся!
Проводив подругу, девчонки вернулись в аудиторию.
…Весь день только и разговоров о случившемся. Какая там учеба! Недавнее происшествие внесло сумятицу, поставив все с ног на голову. К тому же сокурсники все пары слали записочки с вопросами. Прилежная Лариса качала головой, отказываясь от комментариев. Зато на перерыве она и Лиза попали в плотное кольцо жаждущих подробностей друзей. Коллективное обсуждение, в котором участвовали и преподаватели, затянулось надолго. Прибегали даже из других аудиторий, поинтересоваться: что да как? Оказалось, от этих мошенников пострадало уже несколько студентов и преподавателей. После лекций самые любопытные отправились с подругами навестить «потерпевшую».
Замки уже поменяли. Ребята ещё немного поболтали с Юлькой. Затем послушали музыку, съели пиццу, запивая «колой» и, наконец-таки, разошлись. Остались только Лиза и Лариса. Подружки засиделись допоздна. Гранина опять принялась «морализовать» на тему: «Как не дать себя одурачить…». Девчонки терпеливо выслушали получасовую лекцию, затем поговорили о «психологии преступника и жертвы». Наконец, Лариса, у которой уже голова кругом пошла от всех этих премудростей, предложила:
- А не пора ли по домам?
- Ой, - опомнилась «правовед». – Мне ж еще брата забирать! Но тебя так и быть провожу до остановки…

Продолжение следует...

Нравится рассказ? Поблагодарите Наталью Игнатову переводом с пометкой "Для Натальи Игнатовой".