Откуда мы знаем, что такое образование, и каким оно должно быть? Всё, что люди писали и думали на эту тему, невозможно свести всего лишь к нескольким книжным томам. Но некоторые книги имеют особенное значение для педагогики и истории образования. За ними тянется длинный шлейф влияний и интерпретаций.
Они до сих пор определяют, что мы думаем об образовании, его задачах и ценностях, они всё ещё влияют на то, чему и как мы учим своих детей.
Джон Мейнард Кейнс как-то сказал: «Практичные люди, считающие себя свободными от какого либо интеллектуального влияния, обычно находятся в плену у какого-нибудь усопшего экономиста». О теоретиках образования можно сказать почти то же самое: то, что вы их не читаете, совсем не обязательно означает, что вы не следуете их идеям.
Мы составили список из наиболее влиятельных книг, на которых основывалась образовательная теория и практика в последние столетия. Некоторые из этих произведений уже плохо знакомы широкой публике, но они и сегодня продолжают определять наши мысли об обучении и воспитании.
1. ЖАН ЖАК РУССО — ЭМИЛЬ, ИЛИ О ВОСПИТАНИИ (1762)
Основные идеи: ребёнок как «чистый лист», естественное воспитание, особенный характер детства и порочность цивилизации
«Эмиль» — это роман-трактат о взрослении и воспитании, влияние которого простирается далеко за пределы педагогической сферы. В этой книге Руссо, в сущности, описывает воображаемый педагогический эксперимент. Его главный герой должен пройти через обучение, оставаясь при этом здоровым, независимым и свободным человеком. Поскольку все общественные институты безнадёжно испорчены, учитель и ученик должны держаться от них подальше.
Воспитание должно развивать и совершенствовать естественные порывы и склонности, а не искажать их.
Именно здесь впервые появляется в столь ярком виде образ ребёнка как чистого и непорочного существа и образ детства как особого периода жизни, столь характерный для европейской культуры. Руссо упрекает тех, кто «постоянно ищет в ребёнке взрослого, не думая о том, чем он бывает прежде, чем стать взрослым» и призывает:
Любите детство, будьте внимательны к его играм и забавам, к его милому инстинкту!.. Зачем хотите вы отнять у этих невинных малюток возможность пользоваться временем, столь кратким и столь быстро от них утекающим, этим драгоценным благом, злоупотреблять которым они ещё не умеют?
— Жан Жак Руссо
После выхода книги многие матери стали кормить детей грудью, а не отдавать кормилицам, разрешили им бегать босиком по двору и даже приобщать к ручному труду. Появились специальные образовательные учреждения, вдохновлённые Руссо, а его книга заложила основания для педагогической теории на годы вперёд, хотя и постоянно подвергалась критике.
2. ИОГАНН ПЕСТАЛОЦЦИ — КАК ГЕРТРУДА УЧИТ СВОИХ ДЕТЕЙ (1801)
Основные идеи: развивающее обучение, природосообразное образование, мать как основной проводник образовательных ценностей
Этого швейцарского мыслителя можно считать одним из отцов современной педагогики. Он сформулировал всеобъемлющую образовательную концепцию, направленную на «формирование человека», в которой знания неотделимы от нравственных стандартов и принципов.
Целью обучения должно быть гармоничное развитие личности, главнейшим принципом — согласие с природой, основным методом — упражнения и игра.
Многие идеи, которые мы принимает как данность, впервые были сформулированы именно Песталоцци. Одна из самых важных — это идея развивающего обучения. Ребёнок не просто усваивает некоторые истины, а познаёт мир через действие и размышление. Поэтому Песталоцци сердито критикует отвлечённое книжное воспитание, которое не даёт пищу для ума, а лишь создаёт видимость понимания:
О век наш!… Своим книжным языком ты… вводил ребёнка в мир призрачных понятий, которые придавали в его уме пустым, лишённым всякой предметной основы словам мнимую и призрачную значимость, в результате чего убивалась та реальная значимость, которой должны были в его сознании обладать сами вещи.
— Иоганн Генрих Песталоцци
Программным произведением Песталоцци стала книга «Как Гертруда учит своих детей». Она носит подзаголовок «Попытка дать матерям наставление, как самим обучать своих детей». В работе излагаются методы воспитания, которые вскоре нашли применение во многих школах Европы и США, а влияние идей Песталоцци на педагогическую теорию и практику продолжается и по сей день.
3. ГЕРБЕРТ СПЕНСЕР — ВОСПИТАНИЕ УМСТВЕННОЕ, НРАВСТВЕННОЕ И ФИЗИЧЕСКОЕ (1861)
Основные идеи: образование как подготовка к общественной жизни, важность науки, рационализм как главная ценность
Английский философ и просветитель Герберт Спенсер теперь известен прежде всего как один из основателей социологии и теоретик эволюционизма, но в своё время его педагогические идеи пользовались заметным влиянием.
Спенсер буквально приходил в ужас от того, как слабо образование связано с жизненными трудностями и проблемами. От возвышенных классических образцов нужно было спуститься на землю: научить детей зарабатывать себе на пропитание, следить за собственным здоровьем, служить своей семье, выполнять общественные и политические обязанности. Именно Спенсер сформулировал утверждение, которое затем стало аксиомой для педагогики:
Подготовить нас к полноценной жизни — это задача, которую должно выполнить образование.
Иными словами, образование должно быть ориентировано на практические потребности «человека и гражданина», живущего в современном обществе. Путь воспитания — от простого к сложному и от конкретного к абстрактному. Идеалом для Спенсера является научное образование, основанное на логике и рациональности. Эти взгляды и нашли своё выражение в книге «Воспитание...», которая выдержала множество переизданий, была переведена на многие языки и широко использовалась при подготовке учителей.
4. ЛУИЗА ОЛКОТТ — МАЛЕНЬКИЕ ЖЕНЩИНЫ (1869)
Основные идеи: нравственность, совместное обучение и взаимопомощь как основа воспитания
Имя американской писательницы Луизы Олкотт вы вряд ли встретите в хрестоматиях по философии или теории педагогики, зато её книги продавались миллионными тиражами по всему миру, были неоднократно экранизированы и продолжают пользоваться большой популярностью даже сегодня.
Роман «Маленькие женщины», как и его продолжения, рассказывает о нравственном воспитании в семье Марч, прототипом которой стала собственная семья Олкотт. Действие крутится вокруг домашней школы Пламфилд, в которой учатся четыре девочки подросткового возраста. Их обучение строится не на знаниях, а на личной ответственности, умении помогать друг другу, способности любить, справляться с трудностями и жизненными препятствиями. Книги Олкотт проникнуты христианскими ценностями. Но популярными они стали в первую очередь благодаря живому языку и доброй иронии автора:
— Да благословит Бог девочек и мальчиков! Знаете, — задумчиво добавил он, легонько потрепав Джо по щеке, — иногда мне кажется, что все вы только для того и существуете на свете, чтобы трепать нам нервы. И всё-таки без вас жизнь лишилась бы всякого смысла.
— Луиза Мэй Олкотт
К 1880 году Олкотт называли «самой популярной и преуспевающей женщиной-литератором в Америке». Её читала вся образованная Америка, вокруг её произведений сложилась целая индустрия. Хотя книги Олкотт стали восприниматься как источник ценных педагогических идей только в последние десятилетия, они сильно повлияли на то, что обычные люди думали об образовании, воспитании, его нравственных ценностях и идеалах.
5. МАРИЯ МОНТЕССОРИ — ДОМ РЕБЕНКА. МЕТОД НАУЧНОЙ ПЕДАГОГИКИ (1909)
Основные идеи: обучение через открытия, подготовленная среда, школа как второй дом
Имя Марии Монтессори, пожалуй, не нуждается в особом представлении: школы и методы, названные честь этого итальянского педагога, распространены в России так же, как и по всем миру.
Основной принцип педагогики по Монтессори состоит в том, чтобы предоставить ребёнку полную свободу, лишь направляя его развитие и устраняя препятствия на пути, который ребёнок проделывает самостоятельно.
В книге «Мой метод» Монтессори излагает основы своей педагогической системы, к тому моменту прошедшей двухлетнюю проверку на практике. Её методы в первую очередь касаются начальной школы и воспитания детей от 6 до 10 лет. Монтессори акцентирует внимание на том, каждый ребёнок — это уникальная личность, воспитание — это процесс саморазвития, который должен проходить в специальным образом подготовленной среде. Отсюда её модель «обучения через открытия»:
Секрет свободного развития ребёнка в том, что он сам находит свою духовную пищу, повинуясь глубинному импульсу, сравнимому с тем могучим инстинктом, который заставляет новорожденного припадать к материнской груди. Это неодолимое стремление наилучшим образом обеспечивает внутренние потребности малыша.
— Мария Монтессори
Работа по методам Монтессори предполагает, что мы не даём ребёнку пропустить ни один из сензитивных периодов, т. е. тех периодов, когда ребёнок естественно и легко приобретает какие-то навыки и способности. Школа должна стать для ребёнка вторым домом, естественной средой обитания, в которой происходит свободное развитие его естественных склонностей.
Концепции Монтессори, как и любые влиятельные идеи, неоднократно критиковались (в особенности за переоценку важности специальных аксессуаров и сенсорных устройств), но важность её работ для современного педагогического мышления не оспаривает никто.
6. ДЖОН ДЬЮИ — ДЕМОКРАТИЯ И ОБРАЗОВАНИЕ (1916)
Основные идеи: образование как основа демократии, инструментальная педагогика, школа как общество в миниатюре
Джона Дьюи можно назвать одним из самых влиятельных мыслителей первой половины XX века. Его взгляды на образование, политику и общественные процессы во многом до сих пор определяют наш интеллектуальный климат. В основе этих взглядов лежал прагматизм — представление о том, что любая идея, ценность или социальный институт укоренены в практических обстоятельствах человеческой жизни. Истина — это то, что находит в этой жизни практическое применение.
Педагогическая теория Дьюи исходит из тезиса, противоположного тезису Спенсера: образование — не подготовка к жизни, образование и есть жизнь.
Образование должно суммировать человеческий опыт и обращаться к опыту ребёнка, чтобы помочь ему построить на этой основе знание. Дьюи первым выдвинул идею «инструментальной» педагогики, в которой основным инструментом образования должно быть осмысленное действие, через которое ребёнок постигает мир. Кроме того, Дьюи был одним из самых ярких защитников демократических ценностей, которые он распространял и на систему образования. Именно изменение школьной системы, по его мнению, должно сделать общество более свободным и прогрессивным:
В демократическом обществе цель образования — дать человеку возможность продолжать образование, или, иначе, что цель и награда учения — продолжение возможности расти… Поэтому в наших поисках цели образования мы и не пытались найти её вне самого образовательного процесса.
— Джон Дьюи
Идеи Дьюи повлияли на педагогические взгляды почти всех теоретиков образования, живших после него, но воплощались на практике отнюдь не так часто. В то же время Дьюи был основателем одной из первых экспериментальных школ, основанных на демократических ценностях. Его книги «Демократия и образование», «Опыт и образование» — классика педагогической мысли, которую нельзя обойти стороной.
7. АЛЕКСАНДР НИЛЛ — САММЕРХИЛЛ (1960)
Основные идеи: эстетическое воспитание, отсутствие принуждения и самоуправление как основа обучения
Британский новатор в области образования Александр Нилл ещё в 1921 году основал школу, «которая подстраивается под ребёнка», а не наоборот. В этой школе господствуют принципы самоуправления: общие вопросы решаются коллективно на собраниях учеников и учителей, а главное внимание уделяется не традиционным образовательным предметам, а эстетической сфере.
В искусстве Нилл видел источник воображения, творчества и эмоционального благополучия.
Наиболее известная книга Нилла, написанная уже в 1960 году, суммирует основные идеи его образовательной философии. Главное условие успешного обучения — личная свобода ребёнка. Наказание для него «всегда является актом ненависти», принуждение — самый страшный враг независимого мышления. Главные ценности образования для него — не интеллектуализм, а ощущение внутреннего благополучия, эмоциональная свобода и самостоятельность ребёнка.
Мы хотели создать школу, где ребёнок был бы самим собой, для чего полностью отказались от соблюдения правил, инструкций указаний, нравоучений, религиозных наставлений.
— Александр Сазерленд Нилл
Спустя более чем 40 лет со дня смерти Алексадра Нилла школа «Саммерхилл», основанная на его идеях, продолжает работать, а его взгляды на систему обучения привлекают всё новые и новые поколения педагогов.
8. ДЖЕРОМ БРУНЕР — ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ (1960)
Основные идеи: внимание к структуре, а не содержанию знания, когнитивные процессы как основа педагогики, спиралевидное обучение
Работы этого американского психолога и педагога важны в первую очередь с точки зрения того, как мы себе представляем когнитивные основы обучения. Его ключевая книга «Процесс обучения» написана по итогам почти эпохальной научной конференции 1959 года, на которой присутствовали ведущие педагоги, психологи, представители естественных и социальных наук.
В этой книге Брунер призывает перейти от преподавания конкретных фактов к признанию важности структуры самого знания, ведь понимание того, «как нечто сложено, гораздо ценнее тысячи фактов об этой вещи». Именно здесь была предложена знаменитая концепция спиралевидного учебного плана: основные темы впервые появляются в младшей школе, а затем повторяются в старших классах на более сложном уровне.
Именно такая организация учебного знания лучше всего соответствует потребностям человеческого мышления. Основным вопросом педагогики становится то, как преобразовать систему обучения так, чтобы она соответствовала нашим представлениям о человеческой психике и механизмах познания.
Деятельность учёного за его письменным столом или в лаборатории, деятельность литературного критика при чтении поэмы — это деятельность того же порядка, что и деятельность любого человека, когда тот занят подобными вещами, если перед ним стоит задача достигнуть понимания определенных явлений… Школьник, изучающий физику, является физиком, и для него легче изучать науку, действуя подобно учёному-физику, чем делать что-либо ещё.
Именно Брунер стал проводником «когнитивной революции» в мире педагогических идей. Курс «Человек», созданный под его руководством, наглядно продемонстрировал: передовые научные теории действительно можно использовать на школьном уровне, добиваясь при этом значительных результатов.
9. ПАУЛУ ФРЕЙРЕ — ПЕДАГОГИКА УГНЕТЁННЫХ (1968)
Основные идеи: образование как практика освобождения, метод осознания и критического диалога
Паулу Фрейре до сих пор остаётся наиболее значительным представителем критической педагогики. Ему удалось не только сформулировать целостную концепцию образования как политического действия, направленного на установление равноправия и борьбу с угнетением, но и воплотить её в жизнь.
С точки зрения философии Фрейре, образование — это способ формирования независимого, свободного человека, способного самостоятельно творить свою историю.
Педагогический процесс — это процесс осознания базовых предпосылок культуры и мышления, который даёт возможность их критического пересмотра и изменения. Изменится способ мышления — изменится и реальность.
Педагогика угнетённых должна быть изобретена не для угнетённых (будь то индивиды или целые народы), но вместе с ними, в непрестанной борьбе за восстановление их человеческих качеств. Тогда притеснение и его причины станут объектом размышления самих угнетённых, открыв им путь к свободе.
— Паулу Фрейре
Фрейре не был просто кабинетным теоретиком. Он участвовал в развитии народного бразильского образования, которое во многом основывалось именно на его методах. Даже если отвлечься от политического контекста, в котором возникли идеи критической педагогики, для нас они сохраняют свою важность и сегодня.
10. ИВАН ИЛЛИЧ — ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ ШКОЛ (1971)
Основные идеи: критика формальной системы обучения, критика прогресса как взаимного отчуждения, образование через личные связи
Иван Иллич — один из самых радикальных критиков современной образовательной системы. В 1970-е годы вокруг его книг разгорались нешуточные страсти. Многим они помогли иначе посмотреть на школу — как на государственный институт, который неправомерно присваивает себе право на передачу знания и «изготовление» новых членов общества.
Образование плохо не само по себе, а только тогда, когда оно становится ритуалом и отвлечённым культом.
Нужно если не уничтожить школы, то дать учителям возможность выходить за пределы школьной программы, становиться наставниками. Подлинное обучение возможно только за пределами формальных структур и предписаний, куда его искусственно загоняют.
Школа стала мировой религией модернизированного пролетариата и раздаёт пустые обещания спасения беднякам технологической эры. Национальные государства приняли эту религию и обеспечили всеобщий призыв всех граждан на службу учебному плану, последовательно ведущему к дипломам — наподобие древних ритуалов инициации и служения культу.
— Иван Иллич
Работы Иллича давно не вызывают такой бурной реакции, как несколько десятков лет назад: они приобрели ценность авторитета и цитируются на страницах престижных изданий. Школа тем временем всё сильнее утрачивает монополию на знание. И думать обо всех этих процессах без книги Иллича уже нельзя.