Найти тему
Mixed Arts

«Без меня»: стоит ли смотреть русскую авантюрную мелодраму

Риналь Мухаметов и Полина Максимова в фильме «Без меня». Фото: Sony Pictures
Риналь Мухаметов и Полина Максимова в фильме «Без меня». Фото: Sony Pictures

Готовые героини для косплея в энергичной и чувственной мелодраме Кирилла Плетнева

Текст: Александр Кондуков

От вроде бы умершего скользкого красавчика Димы (Риналь Мухаметов), который любил хохмы и розыгрыши вроде повешенной в холодильнике мыши, его бывшим возлюбленным — последней (скромнице) и предпоследней (оторве) — начинают приходить смс с поручениями. В итоге, Ксюша (Любовь Аксенова) и Кира (Полина Максимова) не только встречаются (поначалу, к обоюдному неудовольствию), но и оказываются втянуты в поездку по живописной России. Для нашей страны, конечно, этот фильм — лучшая реклама. Сразу хочется в дорогу — поездом, кабриолетом, мотоциклом, в конце концов. А русские девушки — с их обостренным чувством собственности — предстают почти героинями вселенной Marvel. И ведь правда: есть чудо-женщины в русских селеньях.

Прогулка от Винзавода на Курский через Арму в исполнении Кирилла Плетнева (видео)

Пять причин, по которым стоит посмотреть «Без меня»

1. Своевременность. Цветовая гамма «Без меня» идеально подходит поздней осени с ее теплыми оттенками желтого. Это цвет уходящей любви и нового рассвета одновременно — романтические натуры наверняка оценят визуальную комфортность картины, которая вполне могла бы получить некий приз за достижения в этом отношении. Про эмоциональную составляющую «Без меня» несколько слов скажем чуть ниже, если вам интересно будет читать про фильм, а не бросить все дела и попробовать его посмотреть. По сравнению с большинством отечественных лент, наполненных брутализмом и клишированными героями, он действительно стоит особняком, такие не пропускают.

2. Героини. У Плетнева получилось создать иконических героинь — драйвовую анорексичку Киру, у которой холодильник забит вином и которая может оперативно выставить из постели качка, и закомплексованную красотку Ксюшу, помешанную на вреде чипсов для фигуры. Обе явно нуждаются в спасении и мужской руке (возможно, и с ремнем в ней), и их образы — с подкупающими ранимостью и грацией — могут быть конвертированы в голливудское кино. Легко представить на их местах Алисию Викандер и Эмму Стоун, а пейзажем для роуд-муви могла бы стать Невада. Это говорит о том, что Кириллу Плетневу удалось придумать девушек, способных повести за собой куда угодно.

В более просвещенном обществе Киру и Ксюшу девушки просто могли бы косплеить на тематических вечеринках. Причем дуэт это настолько самодостаточный, что мероприятия могли бы быть и с приставкой гей-.
Любовь Аксенова и Полина Максимова в фильме «Без меня». Фото: Sony Pictures
Любовь Аксенова и Полина Максимова в фильме «Без меня». Фото: Sony Pictures

3. Операторская работа. Талантливый Михаил Милашин («Лед») наряду с актрисами выполняет самую заметную творческую функцию в работе Плетнева. Известно, что во время съемок использовался 27-метровый операторский кран, однако сцены на воде, который подталкивают жанр ленты ближе к магическому реализму, — это не самое мощное оружие.

Картина напоминает портретную галерею и очень большое внимание было отдано статичным композициям. Героини время от времени застывают в иконических ракурсах (склонившись над капотом или поймав точку в пространстве), а затем резко взрываются — начинают жестикулировать, орать и действовать так, как от них совсем не ждешь.

Милашин стал лучшим помощником Милашина в демонстрации женских характеров — при его содействии трансформации Киры и Ксюши проходят плавно. И моторика ленты затягивает зрителя, позволяя отвлечься от мотивировок героинь и погружая его в странный ритм.

4. Вопросы к героям. Любителям поанализировать поступки персонажей с точки зрения психологии «Без меня» дарит не меньше возможностей, чем, скажем, «Тельма и Луиза», «Прерванная жизнь» и другие ленты, героини которых напоминают смертельно опасный часовой механизм.

Главный из вопросов — что бедные русские девушки нашли в маниакальном герое Риналя Мухаметова. И что движет другом погибшего Димона, которого блестяще сыграл режиссер ленты Кирилл Плетнева.

Есть ли тут гомоэротический подтекст или сила обаяния центрального мужского персонажа также, как и на потерянных девушек, действовала и на внешне уютного крепыша?

5. Русский рок. Поскольку нарратив в «Без меня» выполнен в формате «новой искренности», переживать за поступки героинь и поверить в их мотивации получится не у всех. Но фильм построен таким образом, чтобы производить стадионный эффект — к нему нельзя относиться снисходительно. Если обожать — то на всю катушку, с несколькими походами на ночные сеансы, где можно вслух повторять ударные фразы вроде «Димон умер» и воспринимать героинь, которые внешне похожи на целый ряд персонажей поп-культуры разных лет (Аксенова в своем плащике, например, на Изабель Аджани в «Подземке», а Максимова с ее кавалеристской грацией и челкой — на вокалиста The Sisters Of Mercy Эндрю Элдрича), как самых настоящих рок-звезд. И то, что за кадром в самые меланхоличные моменты звучат «Прости меня, моя любовь» «Такие девчонки» и «На заре», добавляет новый уровень пафоса и единения со зрителями. Все-таки речь идет не совсем о выдуманном любовном треугольнике, а о схеме с тремя самостоятельными и в разной степени творческими людьми, объединить которых может только большая игра.