Семь шедевров, подтверждающих, что несмотря на неоднозначность своей личности, этот немецкий композитор, произвёл революцию в музыке.
28 октября, в кинотеатрах пройдет прямая трансляция со сцены Королевского Оперного театра Ковент Гарден оперы Р.Вагнера "Валькирия". Это вторая опера из знаменитого цикла Кольца, а запоминающаяся мелодия «Полёта валькирий» из 3-го действия, вероятно, известна каждому современному человеку, даже если он никогда не был в оперном театре. Традиционно Ковент Гарден собрал блестящий международный состав певцов, который возглавляют тенор Стюарт Скелтон (Зигмунд), сопрано Эмили Маги (Зиглинда) и Нина Штемме (Брунгильда) и бас-баритон Джон Лундгрен в партии Вотана. За пультом – маэстро Антонио Паппано, музыкальный руководитель Королевской оперы, а это значит, что в антракте зрителей ожидает интереснейший рассказ Вагнере и его музыке.
Раннее творчество: «Феи», «Запрет любви» и «Риенци»
Вагнер так никогда и не увидел на сцене свою первую оперу, «Феи», а вторая, «Запрет любви», при жизни композитора была исполнена всего раз и потерпела сокрушительный провал. Первым его успехом стал «Риенци», впервые исполненный в Дрездене в 1842 году, после того, как Вагнер вернулся из поездки в Париж. Шестичасовая опера с балетами, масштабными хорами, процессиями, маршами и, возможно, самой устрашающей теноровой партией во всём вагнеровском творчестве, «Риенци» стал попыткой композитора превзойти по эпичности французскую «большую оперу». Хотя современному слушателю победа может показаться пирровой, в XIX веке из всех опер Вагнера «Риенци» исполнялся наиболее часто – к некоторому смущению композитора.
Вступление в зрелость: «Летучий Голландец»
Премьера «Летучего Голландца» в Дрездене несколько месяцев спустя не повторила успех «Риенци», но музыкально эта опера отмечает начало зрелого периода Вагнера. В 1841 году Вагнер продал синопсис Леону Пийе, интенданту Парижской оперы, но, к ужасу композитора, Пийе заказал сочинить музыку Пьеру-Луи Дитшу. Премьера «Корабля-призрака» в Париже, совпавшая с началом репетиций «Летучего Голландца», побудила Вагнера внести некоторые поздние изменения, в том числе спешно перенести действие из Шотландии на побережье Норвегии. Вагнер задумывал «Голландца» как одноактную премьеру для Парижа. Хотя позднее композитор расширил оперу до трёх сцен, он продолжал воспринимать её как единое целое. Для премьеры его уговорили сделать два антракта, но постановка Козимы Вагнер в Байрёйте в 1901 году шла без антракта – как и многие современные постановки, в том числе спектакль Королевской оперы. Вагнер периодически возвращался к «Голландцу». Современные оперные театры используют либо самую раннюю редакцию, либо окончательные редакции 1860 года.
Понимание «мелоса»: «Тангейзер»
«Тангейзеру» принадлежит сомнительное звание оперы, провалившейся на двух премьерах. На первом показе в Дрездене 19 октября 1845 г. её восприняли с недоумением – в основном из-за того, что певцы не смогли справиться с высокими требованиями партитуры. К этому времени Вагнер отточил свою идею «мелоса» (уникальной мелодики для каждого произведения), и результатом стала особенно трудная партия главного героя. Когда в 1861 г. Наполеон III пригласил Вагнера поставить «Тангейзера» в Париже, композитор воспользовался случаем, чтобы внести в оперу значительные изменения – включая экстатический балет в Венусберге, с которого начинается действие. Однако члены парижского Жокейского клуба, политические оппоненты патронов Вагнера, возмутились переносом балета из его традиционного места после первого антракта и столь бурно выражали своё неодобрение, что после трёх унизительных спектаклей Вагнер отменил показы. Он внёс в «парижскую» редакцию ещё больше изменений для показа в Вене в 1875 году, сохранив балет и поместив увертюру в начале оперы. Именно эта редакция чаще всего исполняется сегодня, хотя Вагнер до конца своих дней не был окончательно ею удовлетворён.
Король Людвиг II и лебединый рыцарь: «Лоэнгрин»
Премьера «Лоэнгрина» состоялась 28 августа 1850 г., хотя сам Вагнер, изгнанный в Швейцарию после того, как встал не на ту сторону в политическом восстании, не увидел свою оперу на сцене до 1861 года. Премьерой вместо него дирижировал Лист, и она была неплохо принята, несмотря на постоянную проблему не справляющихся с партиями певцов. «Лоэнгрин», начатый в январе 1841-42, стал первым плодом вагнеровской одержимости легендой о Святом Граале. Опера имела большое влияние, в том числе на баварскую архитектуру. Патрон Вагнера в последующие годы, крайне эксцентричный король Людвиг II, частично под влиянием «Лоэнгрина» титуловал себя Лебединым Рыцарем и построил незавершённый фантастический замок Нойшванштайн, который посвятил Вагнеру.
Оперный эпос: «Кольцо Нибелунга»
Постановка «Кольца Нибелунга», цикла из четырёх опер общей продолжительностью более 15 часов, представляет собой чрезвычайно трудную задачу для любого оперного театра. В «Кольце» Вагнер создал новую форму музыкальной драмы на основе принципов, высказанных им в объёмном сочинении 1851 года «Опера и драма». Заклеймив современные ему оперные традиции как коммерциализм, композитор предложил чистое искусство, основанное на его понимании античного греческого театра, через которое общество могло бы обновиться и очиститься. «Кольцо» представляет эту философию как единое целое с музыкой и текстом в том, что сейчас известно как структура, основанная на лейтмотивах. Вагнер полностью устранился от номерной структуры традиционной оперы и стал ассоциировать короткие мелодии с идеями и эмоциями, сплетая их в цельное музыкальное полотно. Сюжеты он заимствовал из исландской, скандинавской и германской мифологии. Впрочем, композитор значительно переработал отдельные легенды, создав полностью оригинальное повествование, в котором центральное место занимают темы искупления и жертвенности – отличительная черта его зрелого творчества. Хотя четыре оперы сочинялись последовательно – сперва «Золото Рейна» в 1853 и наконец «Гибель богов» в 1872, – тексты Вагнер сочинял в обратном порядке, начав со «Смерти Зигфрида» (в итоге превратившейся в «Гибель богов») ещё в 1848 году. По приказу Людвига II и вопреки желанию самого композитора «Золото Рейна» и «Валькирия» были поставлены в Мюнхене в 1869 и 1870 гг., и уровень исполнения глубоко разочаровал Вагнера. Полный цикл «Кольца» был впервые исполнен на открытии Байрёйтского фестиваля в 1876 году в течение четырёх дней.
«Тристан и Изольда»
В процессе сочинения «Кольца» Вагнер отложил «Зигфрида» и написал оперу «Тристан и Изольда», которой в XX веке суждено было стать, вероятно, его самым известным и оставившим большой след произведением – сам Вагнер цитировал «Тристана и Изольду» в более поздних «Мейстерзингерах» и «Парсифале». Главным вдохновением послужила любовь композитора к Матильде Везендонк, поэтессе и супруге Отто Везендонка, щедрого патрона Вагнера, который в 1857 году подарил ему виллу, где он и написал «Тристана». Премьера оперы то и дело откладывалась; один спектакль пришлось отменить за несколько часов до начала из-за двойной катастрофы: певица, исполнявшая Изольду, потеряла голос, а к Вагнеру явились приставы, чтобы конфисковать его имущество. Премьера наконец состоялась 10 июня 1886 г., и в этот день «Тристан и Изольда» вошла в музыкальную историю, от самого начала прелюдии с её знаменитым «Тристан-аккордом» (малым септаккордом). Потрясал не столько сам аккорд, сколько абсолютно уникальное использование гармонии; чтобы передать томление и страдание Тристана и Изольды, Вагнер создаёт щемящий диссонанс, никак не получающий разрешения. Это разительно отличалось от диатонических традиций, веками господствовавших в западной музыке.
Возвращение к комедии: «Нюрнбергские мейстерзингеры»
«Нюрнбергских мейстерзингеров», свою единственную, помимо «Запрета любви», комедию, Вагнер задумал ещё в 1845 году вслед «Тангейзеру», согласно древнегреческой традиции сочетать трагедию с сатирической пьесой. Основу музыкального материала, как и во всех зрелых операх Вагнера, по-прежнему составляют лейтмотивы, однако, в отличие от «Тристана и Изольды», «Мейстерзингеры» имеют вполне классическую номерную структуру. Партитура отличается архаичными, модальными ладами, а протяжённые вокальные линии кажутся почти импровизационными. В 1860-х годах Вагнер развивал идеи о чистоте и превосходстве немецкой музыки, кульминацией которых стал его трактат 1871 года «О предназначении оперы»; этот труд частично вдохновил его на сочетание своих музыкальных инноваций с более классическими формами. Вагнер также продолжал работать над своим ответом философии Шопенгауэра и отрицанию воли. Это наиболее полно выражено в монологе Ханса Закса из III действия «Wahn, Wahn, überall Wahn».
Последний шедевр: «Парсифаль»
«Парсифаль», последняя опера Вагнера, была единственной из всех, рассчитанной непосредственно на Байрёйтский Фестшпильхаус. Её постановочные требования исключительны даже для Вагнера – например, хор на нескольких уровнях под высоким куполом. Источником для Вагнера послужил эпос Вольфрама фон Эшенбаха, основанный на легенде о Парцифале, рыцаре Грааля. Композитор начал перерабатывать его в либретто уже в 1845 году. Здесь наиболее свободная стихотворная форма, а ярко выраженные христианские мотивы сюжета в сочетании с идеалами буддизма и шопенгауэровским самоотречением сливаются в размышление на тему сострадания. Вагнеровскому тексту сложно дать однозначную интерпретацию, так же, как и музыке. Вокальная линия разнится от декламационного речитатива до протяжённых мелодий; использование мотивов безгранично тонкое и с каждым прослушиванием рождает новые смыслы. Как и в «Мейстерзингерах», тональность в основном диатоническая и включает в себя элементы старинной музыки: «дрезденское “аминь”», обычный ответ прихожан, здесь становится трансцендентным олицетворением Грааля, а простой, состоящий из четырёх нот мотив колокола, обозначающий зал Грааля, становится основой для двух грандиозных сцен трансформации. Вагнер называл эту оперу «Bühnenweihfestspiel» – торжественной сценической мистерией – и предназначал для исполнения только в Байрёйте. Людвиг II первым нарушил 30-летний запрет, всего через несколько лет после премьеры поставив в Мюнхене частный спектакль. Следующее исполнение за пределами Байрёйта состоялось в Метрополитен-опере в 1903 году.
Влияние зрелых опер Вагнера на развитие музыки не поддаётся оценке. Но его музыка никогда не приедается. Его оперы, сложные, глубокие и поразительно интересные, продолжают нас завораживать.
Напоминаем, что прямая трансляция оперы "Валькирия" из Лондона пройдет в Москве в кинотеатрах Каро Атриум и Каро Октябрь 28 октября, в воскресенье.
Билеты и информация: operahd.ru
Автор: Рэчел Бомонт, Королевский оперный театр Ковент Гарден.
Перевод: Татьяна Манук.
Источник: http://www.roh.org.uk/news/wagner-unpacked-a-guide-to-one-of-operas-greatest-composers